Как можно понять из статистики ЕМИАС, комфортное время записи к врачу могут выбрать все больше пользователей электронной системы. График с сайта www.emias.info
Символом модернизации столичного здравоохранения стала ЕМИАС – Единая медицинская информационно-аналитическая система, позволившая горожанам записываться на прием к специалистам в поликлиники через Интернет. Однако сейчас ЕМИАС уже не только онлайн-регистратура, но и множество сервисов, которые позволяют совершенствовать медицинские услуги, избавляют врачей и администрацию поликлиник от бумажной рутины, позволяют подать заявку на полис обязательного медицинского страхования и даже вести мониторинг доступности медицинской помощи.
Создание сервисов Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы началось для того, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи в столичных поликлиниках. За 2014–2015 годы удалось сделать многое. К системе было подключено 680 поликлиник (их головные подразделения и филиалы), а количество пациентов, пользующихся системой, достигло 7,5 млн.
Кроме того, к сегодняшнему дню ежедневно ЕМИАС используют в своей работе 20 тыс. врачей, которые применяют ее сервисы, разработанные специально для медперсонала. Еще недавно для многих подобная система была в новинку. Чтобы внедрить ЕМИАС, потребовалось создать особую учебно-образовательную среду для очного обучения медицинского персонала. Поначалу пользоваться ЕМИАС учили администраторов медицинских заведений, затем потребовалось обучить вводу данных в систему и многих врачей. Однако через некоторое время преподаватели пришли к выводу, что вводом необходимой информации в ЕМИАС лучше заниматься медсестрам, чтобы врачи не отвлекались от своей основной работы и чтобы их не нагружать дополнительным обучением. К настоящему моменту оборудовано 26 специализированных классов, оснащенных всей необходимой для обучения персонала техникой. Фактически в каждом учебном классе полностью воссоздана работа медицинского специалиста с ЕМИАС – слушатель пользуется ею так же, как это происходит в условиях обычной амбулатории. Причем для разных групп пользователей разработаны различные учебные программы. Кроме того, в начале 2015 года было подготовлено 120 преподавателей медицинских колледжей и училищ столицы для самостоятельного обучения студентов. К концу марта текущего года эти преподаватели обучили более 2500 студентов. А предмет «Использование ЕМИАС Москвы в работе медицинского персонала» вошел в обязательную часть образовательной программы.
Но Единая медицинская информационно-аналитическая система используется не только медиками и пациентами. Она важна и для административных работников поликлиник, которые применяют ее для управления потоками пациентов, ведут при помощи ЕМИАС аналитическую работу и мониторинг эффективности работы медучреждения. Система действительно помогает и руководителям Департамента здравоохранения отслеживать, как проходит модернизация. В 2014 году создан специальный ситуационный центр, который осуществляет ежедневный мониторинг доступности медицинской помощи во всех поликлиниках города с помощью ЕМИАС. По его данным, в результате совершенствования отрасли ежедневно около 250 тыс. человек записываются к врачу через систему. При этом время ожидания приема сократилось. «Информатизация ключевых процессов в столичном здравоохранении позволила вдвое сократить срок ожидания пациентами нужного специалиста, кроме того, более 80% посетителей поликлиник теперь попадают к врачу в пределах пяти минут от назначенного времени», – отмечал заместитель главы Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров. По результатам девятимесячной работы системы отмечается, что доля тех, кто не смог попасть к врачу в комфортные сроки, составила менее 1%. Ранее в одном из округов, где сохранен «участковый» принцип, этот показатель находится на уровне 45%. Нужно отметить, что и на столичном портале «Наш город» работает раздел «Поликлиники», где пользователи могут получить обратную связь от руководства своего лечебного учреждения по поводу отсутствия медкарты, причины ожидания приема и многое другое.
Нужно отметить, что развитие ЕМИАС не остановилось. Для пациентов в системе в последнее время внедрены два новых онлайн-сервиса – оценка работы врача и получение сведений о доступности медпомощи на портале госуслуг. Крайне важным событием стало внедрение электронного рецепта (ЭР) – сервиса, который работает в более 97% амбулаторных центров столицы. Это позволило сэкономить более 600 тыс. человеко-часов в год. Сейчас идет разработка новых сервисов для пациентов, которые помогут упростить проведение в столице диспансеризации и вакцинопрофилактики. Также в перспективе удобный лабораторный сервис, персонифицированный учет услуг, внедрение электронных медицинских карт и удаленная выдача листков нетрудоспособности.