Вагоны новых составов будут более комфортными для пассажиров, чем нынешние. Фото предоставлено департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы
К 2020 году Московский метрополитен планирует полностью обновить вагонный парк. С 2017 года подземка будет получать по 192 вагона в год по специальным контрактам жизненного цикла. В концепции развития московской системы общественного транспорта метрополитен является важнейшим перевозчиком, а значит, его модернизация должна идти ускоренными темпами. Современными вагонами нового типа оснащены уже шесть линий московского метро из двенадцати, в подземке внедряются различные новинки. Например, метрополитен совместно с департаментом транспорта и ведущими операторами сотовой связи готов запустить новый сервис – «Мобильный билет», благодаря которому проезд можно будет оплатить, приложив к турникету телефон.
Модернизация московской подземки – масштабный проект, который был активизирован несколько лет назад, после начала работы в столице команды нынешнего мэра Сергея Собянина. С 2012 года в метро стали появляться вагоны новой серии 81-760/761, сегодня их на линиях примерно 1048. В итоге к 2015 году завершилось обновление подвижного состава на Серпуховско-Тимирязевской линии. Вагоны предыдущего поколения 81-717 заменили на новые – модели 81-760. Как отмечают представители метрополитена, новые вагоны полностью соответствуют всем современным требованиям пассажиров и перевозчиков. Они комфортны для москвичей за счет улучшенной шумоизоляции и плавности хода. Кроме того, новые вагоны оснащены кондиционерами, и в них предусмотрены специальные места для инвалидов. Поскольку у поездов нового поколения ниже уровень энергопотребления и эксплуатационных затрат по сравнению с предыдущими моделями, они выгодны и метрополитену. Также подземка в нынешнем году получила два состава из вагонов серии 81-760А/761А/763А. Особенностью этих поездов является сквозной проход между вагонами. Причем это именные составы – «70 лет победы в ВОВ» и «80 лет Московскому метрополитену».
«Наша годовая программа поставки новых составов за первый квартал выполнена на 58%, 88 новых вагонов метро уже поставлено в депо и работает», – говорит руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Нужно также отметить, что новые вагоны, которые появятся в метро в 2016-2020 годах, будут сконструированы так, чтобы с внешней стороны не было выступающих частей. Это поможет метро бороться с зацеперами – хулиганами, которые катаются, забираясь на крыши вагонов или между ними. Нередко зацеперы гибнут и получают травмы, однако ни эти трагедии, ни штрафы пока не искоренили проблему.
Полностью обновить весь вагонный парк метрополитена планируется до 2020 года. Поставка 768 вагонов будет проводиться с заключением контракта жизненного цикла. Одно из главных преимуществ такого рода системы – заинтересованность производителя в выпуске и поставке потребителю качественной техники и оборудования. Ведь при заключении контракта жизненного цикла гарантия на продукцию распространяется на весь срок службы вагонов – 30 лет. Это заставляет производителей еще на стадии разработки задуматься об их бесперебойной работе, а также о том, насколько дорого и удобно их обслуживать. Кроме того, производители, даже обнаруживая недостатки своей работы, заинтересованы в том, чтобы производить модернизацию отдельных узлов или оборудования, повышая надежность техники без дополнительных вложений со стороны метрополитена. Как считают в метрополитене, закупка новых вагонов в рамках контрактов жизненного цикла позволяет повысить надежность обслуживания подвижного состава и распределить платежи на закупку новых вагонов на срок 15 лет. Отметим, что, по расчетам сотрудников метро, на обслуживании вагонов в этом случае удастся сэкономить до 20%.
Кроме того, в сентябре вступает в действие договор о поставках Московскому метрополитену 60 тысяч тонн рельсов, чем полностью обеспечит потребности подземки. В рамках заключенного 2 сентября контракта для столичного метро будут произведены контактные рельсы, рельсы для стрелочных переводов и инновационные дифференцированно-термоупрочненные рельсы с повышенным ресурсом, в том числе длиной 100 метров. Впервые длинные рельсы были установлены в январе нынешнего года, что позволило метрополитену повысить эффективность обслуживания путей.
А в ближайшее время пассажиров метрополитена ждет новшество – они смогут оплачивать проезд при помощи «мобильного билета». Проект, разработанный совместно с департаментом транспорта и операторами сотовой связи, позволит проходить в метро, приложив к турникету мобильный телефон, поддерживающий технологию NFC (беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия). Для пользования сервисом нужно лишь заменить обычную SIM-карту телефона на специальную, с поддержкой технологии NFC, причем операторы связи сделают это бесплатно.