День города для одних горожан – время отдыха, для других – возможность заработать деньги. Фото со страницы парка искусств «Музеон» в социальной сети «ВКонтакте»
Московские власти намерены чаще проводить крупные праздники наподобие Дня города, при этом сокращая суммы, выделяемые на них городским бюджетом. Ставку будут делать на средства спонсоров и бизнесменов, заинтересованных во всплеске потребительской активности. Ведь торжества, фестивали и концерты привлекают множество туристов и создают дополнительные рабочие места в городе. Кроме того, массовые гулянья формируют у горожан новую культуру проведения времени с семьей – в парках, скверах, на ярмарках и в кафе.
День города в Москве в минувшие выходные посетили, по предварительным данным, около 8 млн человек. Согласно данным Мосгортранса, общественный транспорт столицы 5–6 сентября перевез более 20 млн человек. Доля метрополитена в этом потоке – почти 14 млн граждан, наземный городской транспорт перевез 5,2 млн пассажиров, пригородные электрички – 1,4 млн горожан и гостей столицы.
Эти предварительные данные позволяют городским властям быть уверенными, что регулярные крупные праздники будут очень полезны экономике Москвы. Как уже сообщала «НГ» (см. номер от 11.06.15), городские власти поставили задачу – увеличить количество интересных для туристов и горожан крупных событий, таких как фестивали, концерты, спортивные и культурные состязания, парады, международные конкурсы. По расчетам мэрии, массовые мероприятия станут одним из драйверов столичной экономики, стимулируя развитие малого и среднего бизнеса – ресторанов, кафе, магазинов. По прогнозам Департамента торговли, если мероприятие посетит 6 млн человек, налоговые отчисления в пользу города могут составить почти 120 млн руб. Ведь фестивали привлекают на торговые площадки не только москвичей но и туристов, готовых тратить деньги на проживание, питание, развлечения.
«В 2014 году Москва привлекла рекордное количество туристов. В городе побывали 16,5 млн путешественников, – отмечает руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. – За последние годы благодаря в том числе фестивалям и ярмаркам поток туристов увеличился на треть. В Париже, например, с населением 2,3 млн человек за год проходит более 400 торговых ярмарок и фестивалей, а в Лейпциге с населением 530 тыс. человек – 12. А в Москве с населением 12 млн – всего 7 крупных мероприятий в год. Общемировой тренд – развитие фудфестивалей с элементами национальной культурно-образовательной досуговой программы».
При этом столичные власти рассчитывают, что роль бюджетных вложений в организацию крупных ивентов будет уменьшаться, поскольку этим вопросом будут заниматься сами бизнесмены, заинтересованные в привлечении потребителей. Уже в нынешнем году мэрия постаралась максимально использовать при подготовке Дня города средства спонсоров, волонтеров и энергичных предпринимателей. Город при этом создавал условия для празднования – обеспечивал безопасность людей, предоставлял удобную площадку и нужную аппаратуру. Многие артисты выступали 5–6 сентября бесплатно, а оплату труда приглашенных звезд, например группы Aerosmith, взяли на себя спонсоры.
«Не мэрия платит за праздник, а инвесторы, – говорит заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Наталья Сергунина. – Основной вклад – это инвестиции предпринимателей. Праздники – окупаемая история. Во-первых, они создают рабочие места – дворники, электрики, продавцы, охранники. Во-вторых, дают возможность российским малым предприятиям найти стабильную площадку сбыта. В-третьих, создают положительный имидж столицы как центра мирового туризма. В-четвертых, генерируют мощнейшие людские потоки, которые задействуют другие элементы городской инфраструктуры – магазины, рестораны. Все это монетизируется и поступает в городской бюджет в виде налогов».