И врачи, и пациенты хотят повысить комфортность пребывания в поликлиниках Москвы. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Московское здравоохранение в последнее время демонстрирует заметные успехи и по некоторым направлениям выходит на уровень лучших мировых стандартов. Снижение такого показателя, как смертность, при различных медицинских обстоятельствах говорит само за себя. За последние годы удалось уменьшить в два раза количество летальных исходов при острых инфарктах. Материнская смертность сократилась на треть, а уровень младенческой смертности составляет 6,1 случай на тысячу родившихся живыми.
Медицинские учреждения столицы стали оборудовать самым современным, высокотехнологичным оборудованием – компьютерными и магнито-резонансными томографами, рентгено-диагностической и другой специальной техникой. На эти цели с 2010 года было вложено в общей сложности 52,7 млрд руб., напомнил заместитель руководителя Общественной палаты (ОП) Москвы, главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков на прошедшем 2 апреля заседании Совета по модернизации госсистемы здравоохранения ОП.
«Произошло реальное улучшение материального обеспечения поликлинической деятельности, – отметил Ремчуков. – Это привело к тому, что среднее ожидание времени приема к терапевту сократилось в 4 раза, к гинекологу – в 3 раза, к офтальмологу – в 4 раза, к отоларингологу – в 3,5 раза, к урологу – в 4,5 раза. Среднее время ожидания записи на компьютерную томографию в 2010 году было 60 дней, сейчас – 15 дней».
По мнению Ремчукова, настало время принять организационно-управленческие решения, адекватные этому высокому уровню технологического обеспечения работы поликлиник. Для этого правительство Москвы провело краудсорсинговый проект, выяснив мнения горожан о том, как улучшить работу поликлиник. В интернет-проекте приняли участие 58 тыс. человек, выдвинувших 27 тыс. предложений. На основе высказанных мнений были разработаны почти 500 конкретных мероприятий, которые руководство московского здравоохранения взяло на вооружение.
Причем, как отметил Ремчуков, по многим направлениям мнения двух групп участников проекта – рядовых граждан и врачей – одинаковы. В частности, и те и другие предлагают увеличить комфортность пребывания в поликлинике и сократить причины для посещения медицинского учреждения, например отсылать справки, рецепты, результаты исследований по Интернету. «Картина того, что такое комфортная поликлиника, примерно совпадает», – констатировал Ремчуков.
Некоторые изменения в работе поликлиник уже сейчас апробируются в отдельных медучреждениях. Главврач поликлиники № 64 Инга Кокарева рассказала, например, о существенном улучшении работы регистратуры, введении патронажных бригад для маломобильных пациентов и других нововведениях. Главврач поликлиники № 175 Алексей Тернавский сообщил о выделении отдельных врачей для неработающих пациентов, болеющих хроническими заболеваниями. А в поликлинике № 180 реализуется проект «Здоровое детство»: по словам главврача учреждения Валерия Вечорко, речь идет об открытии специальных кабинетов, в которых можно получить рецепт на молочную кухню и различные справки, что позволяет снять нагрузку с педиатров, ведущих прием болеющих детей.
ОП Москвы взяла на себя контроль над модернизацией московских поликлиник. У общественников есть свой взгляд на эту проблему. Как подчеркнул член ОП, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, важно обратить внимание на проблемы не врачей, а пациентов. В частности, очень важный вопрос, беспокоящий рядовых горожан, особенно работающих, – возможность получить медицинскую помощь в праздничные и выходные дни, а также вечером. «Человек заболевает, начинает чувствовать себя плохо вне зависимости от дня недели и времени суток», – отметил Венедиктов.
Он также обратил внимание еще на один момент: «Большинство посетителей поликлиник хотят увеличения количества и комфортности сидячих мест. Но это означает, что они смирились с тем, что им долго придется ждать». «Выбор в условиях ограниченности средств заключается между сокращением времени ожидания и увеличением комфорта. И то и другое не получится», – уверен Венедиктов. Усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы сократить время пребывания в медучреждениях, считает он.
Инициативы ОП будут оформлены в прямые указания Департаменту здравоохранения Москвы, и каждый квартал общественники будут заслушивать отчет о том, как реализованы предложения, пообещал Ремчуков.