Ассамблея стала крупнейшим собранием года для столичных медиков. Фото с сайта www.icmos.ru
Еще до официального открытия ассамблеи из ее программы стало ясно, что филонить участникам форума не придется. Их ожидала напряженная повестка дня: два пленарных заседания, около шести десятков научно-практических конференций, более 300 докладов по всему спектру медицинской тематики. Неудивительно, что трудно оказалось отыскать свободное место в зале, где проходила научно-практическая конференция «Актуальные вопросы коинфекции ВИЧ/туберкулеза». Ее организовали Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИДом (МГЦ СПИД), Московский городской научно-практический центр (МНПЦ) борьбы с туберкулезом, а также Национальная вирусологическая ассоциация.
Неудивительно, что трудно оказалось отыскать свободное место в зале, где проходила научно-практическая конференция «Актуальные вопросы коинфекции ВИЧ/туберкулеза». Ее организовали Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИДом (МГЦ СПИД), Московский городской научно-практический центр (МНПЦ) борьбы с туберкулезом, а также Национальная вирусологическая ассоциация.
– Мы живем в эпоху изменения парадигмы отношения к ВИЧ, – рассказал главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Минздрава России и Департамента здравоохранения Москвы, руководитель МГЦ СПИД, доктор медицинских наук Алексей Мазус. – Последние лет пять на разных площадках и в прессе мы постоянно говорим о том, что надо менять парадигму профилактики ВИЧ-инфекции. Прежние меры сдерживания не соответствуют задачам противодействия эпидемии. В этом году глава Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) Мишель Сидибе объявил, что парадигма профилактики ВИЧ-инфекции меняется. Тестировать и лечить – основа современной профилактики. Программы раздачи презервативов, одноразовых шприцов для наркозависимых уходят даже не на второй, а уже на третий план. Им на смену приходят научные методы противодействия ВИЧ. Стратегия раннего лечения останется доминирующей до тех пор, пока не будет найдена вакцина. Как это сделать – вопрос рационального назначения терапии. Снижения ее стоимости. И не только. Мы должны помнить, что старые лекарства, которыми пользовались 10 лет назад, недостаточно эффективны, токсичны и не способствуют высокому уровню приверженности лечению. Успех противовирусного лечения в точном соблюдении режима терапии, что можно добиться в том числе «дружелюбными» препаратами, комбинированными, удобными для приема с минимальным количеством побочных эффектов.
– Вы же, по-видимому, не случайно объединились в одну секцию с фтизиатрами...
– ВИЧ и туберкулез сегодня, к сожалению, самая тяжелая проблема здравоохранения. Большинство ВИЧ-инфицированных во всем мире погибает именно от туберкулеза. А поставленный диагноз ВИЧ-инфицированному – туберкулез – звучит как приговор. Именно поэтому все усилия медиков направлены на предупреждение туберкулеза у ВИЧ-инфицированного. Чем раньше мы начинаем лечить ВИЧ-инфекцию, тем меньше больных туберкулезом. Даже если человек инфицирован ВИЧ, но лечится, состояние его иммунной системы позволит не заболеть туберкулезом. Контингент ВИЧ-инфицированных наркозависимых, заразившихся более шести лет назад, – основная мишень для туберкулеза. Многие из них не лечатся, хотя знают свой диагноз. А может, и забыли уже. Когда на скорой помощи доезжают до наших коек, «вспоминают». Выясняется, что в дополнение к ВИЧ у них гепатит С и туберкулез. Снижение летальности этих больных, профилактика туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией для нас сегодня – важнейшая задача. Поэтому мы и организовали эту секцию. Мы много лет взаимодействуем с Центром по борьбе с туберкулезом и очень рады такому сотрудничеству, гордимся работой коллег, столичных фтизиатров. Их работа – эталон для всех регионов.
– Одной из главных задач мы считаем раннее выявление туберкулеза у ВИЧ-инфицированных, – сказал главный внештатный специалист-фтизиатр Департамента здравоохранения Москвы, директор МНПЦ борьбы с туберкулезом, доктор медицинских наук Елена Богородская. – Этим, в частности, занимаются кабинеты профилактики туберкулеза в центрах СПИДа. Действует такой кабинет и в МГЦ СПИД. Для ВИЧ-инфицированных очень важно проходить диспансерное наблюдение в таком кабинете. Сами фтизиатры не в состоянии осмотреть всех людей, стоящих на учете в центрах СПИДа.
– Какова ситуация с туберкулезом в столице?
– За последние несколько лет заболеваемость туберкулезом в Москве заметно снизилась. Например, всего за один год, 2013-й, показатель заболеваемости в городе удалось снизить на 20%. Это случай беспрецедентный! При том что показатели охвата населения профилактическими осмотрами сохраняется на высоком уровне, то есть действительно произошло снижение заболеваемости, а не показателя. За 12 лет в Москве нашим фтизиатрам удалось добиться того, что люди практически перестали умирать от туберкулеза. Жители столицы заболевают туберкулезом реже, чем в целом ряде западноевропейских стран.
– Велика ли вероятность того, что туберкулезом заболеет ВИЧ-инфицированный человек?
– Достаточно велика. За последнее время изменились группы риска. Если раньше мы говорили, что в основном туберкулезом страдают неработающие и алкоголики, то сейчас на первое место вышли ВИЧ-инфицированные люди. Сочетанная ВИЧ/ТБ-инфекция в отличие от ВИЧ-инфекции без туберкулеза характеризуется более тяжелым течением заболевания. Летальность у ВИЧ-инфицированных людей, больных туберкулезом, весьма высокая: 20–25%. Эффективность лечения больных ВИЧ-инфекцией и туберкулезом гораздо ниже, чем тех людей, у которых вируса иммунодефицита нет.