На олимпиадах столичные ученики стабильно демонстрируют прочные знания и умения. Фото с сайта www.vos.olimpiada.ru
Раскрыть способности ребенка и помочь ему их развить – именно так должна видеть свою миссию любая школа. Насколько она успешна в своем стремлении, можно судить, например, по ее месту в общероссийском рейтинге 500 лучших школ, который разработан Министерством образования и науки РФ, «Учительской газеты» и МИА «Россия сегодня». Результаты 2013/14 учебного года свидетельствуют о прорывном росте качества обучения в школах Москвы: если в прошлом году в рейтинг попало только 89 столичных школ, то в этом – уже 123. Эксперты рассказали «НГ», с чем связан этот успех и как изменится качество образования в ближайшие годы.
Подсчитанному – верить
Всероссийский рейтинг ТОП-500 школ – инициативная разработка Центра непрерывного математического образования. Алгоритм его вычисления оказался достаточно прост, понятен и исключил любые статистические махинации. Еще одним фактором доверия стали учредители, первыми оценившие простоту и перспективность идеи, – Россиская академия наук, Московский университет, Минобразования и мэрия Москвы.
«Несколько лет назад мы решили составить рейтинг школ, – рассказал «НГ» директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко. – Группе разработчиков удалось выделить параметры качества образования, которые, с одной стороны, позволяют достаточно объективно его оценить, а с другой – доступны для корректного измерения». Механизм расчета рейтинга довольно прост и полностью открыт – любой желающий может с ним ознакомиться и пересчитать его самостоятельно. Еще одной важной особенностью рейтинга стала его независимость. На результат не влияет политическая конъюнктура, потому что рейтинг делается независимо от системы образования, подтасовки и давление чиновников также невозможны: представители исполнительной власти и участники исследования узнают о результатах на общих основаниях – по факту публикации.
«Это рейтинг образовательных достижений. Это рейтинг успехов, – отмечает Ященко. – Чтобы попасть в хорошую позицию рейтинга, школе нужно просто хорошо учить детей. Не надо никуда писать заявок. Учи хорошо – и увидишь себя в рейтинге».
Интересной особенностью рейтинга стал дополнительный бонус тем школам, которые не практикуют селекционерский подход при наборе учеников. «Очевидно, что если школа набирает учеников по конкурсу со всего города, со всей республики или вообще со всей страны, то у нее есть определенное преимущество, – считает Ященко. – А школа Рачевского (Ефим Рачевский – директор школы № 548. – «НГ»), которая попала в ТОП-500, ниоткуда детей не собирает, конкурса не практикует, а просто хорошо учит тех, кто приходит».
Столичный рывок
В 2014 году московские школы более чем на треть увеличили свое присутствие в рейтинге. По мнению экспертов, это, с одной стороны, безусловный прорыв, но с другой – первый результат фундаментальных изменений в системе образования.
«Качество образования в школе растет, и честный экзамен по стране в 2014 году теперь выгоден сильным, – убежден Ященко. – Как только ЕГЭ прошел честно, те регионы, которые системно работают с образованием, рванули вверх – Питер, Ярославль и, конечно, Москва. Качество массового образования, выражающееся в результатах ЕГЭ и всероссийской олимпиады, во многих московских школах стало расти. В рейтинг ворвались традиционные школы, сильно потеснив специальные и так называемые элитные. В предыдущие годы улучшали качество образования, и сейчас это уже проявилось».
Что интересно, в абсолютных цифрах Москва исторически была лидером по качеству образования, но связано это с тем, что в столице живет чуть меньше 10% всего населения страны. А если разделить количество достижений московских школьников на их фактическое численное количество и оперировать этим, более честным результатом, то окажется, что в лидеры столица вышла практически только что.
«Важно, что показатели Москвы обгоняют другой регион не только по валовым показателям, но и по количеству школьников, – отмечает Ященко. – 7,5% всех выпускников РФ – из Москвы. А на всероссийских олимпиадах москвичам достается уже треть дипломов победителей. Это и есть показатель качества».
Успешный «пилот»
Впрочем, общероссийский рейтинг – не единственный показатель успеха московских школ. В профильных рейтингах, учитывающих качество образования по отдельным группам предметов, Москва также вышла в лидеры. Эксперты отмечают, что сегодня в столице есть ведущие школы по всем направлениям и, что особенно важно, географически они расставлены по всему городу, а через несколько лет при сохранении этой тенденции в каждом районе столицы будут свои образовательные локомотивы.
Взрывной рост качества обучения в московских школах связан сразу с несколькими факторами. Один из них, как ни парадоксально, – известная программа по вытаскиванию слабых школ путем их объединения с сильными. Оказавшись рядом с более успешными детьми, слабые действительно начали более серьезно относиться к учебе. Несмотря на ожесточенную дискуссию, сопровождающую этот процесс, «пилот» оказался вполне успешным.
Еще одним важным фактором стал МЦКО – Московский центр качества образования, который уже четыре года осуществляет независимое экспертное оценивание академической успешности школьников разного возраста. Школьные учителя, которые часто привязываются к своим ученикам за годы учебы, часто не могут объективно оценить уровень знаний «своих» детей. А в результате отличник по русскому языку при поступлении в вуз получает двойку за диктант – экзаменатор, в отличие от учителя, не испытывает к абитуриенту никаких личных чувств и ставит оценку за то, что есть, а не за способности, потенциал или хорошее поведение.
«В городе существует программа, я условно называю ее «Город как школа», – рассказал «НГ» Ефим Рачевский, директор школы № 548, попавшей в ТОП-500. – Подтянуты ресурсы не только школьного образования но и вузовского. Лучшие федеральные вузы – Бауманка, МИФИ, Физтех и многие другие каждую неделю бесплатно проводят «университетские субботы». Школьники любого возраста с 8-го класса имеют возможность по субботам участвовать в семинарах, слушать лекции, проходить практикумы, которые проводят университетские преподаватели, профессора. Это тоже очень серьезный вклад в копилку знаний».
Город – школе
Ефим Рачевский подчеркнул, что позитивная динамика в школьном образовании – заслуга прежде всего городских властей: «Без мэрии ничего этого бы не было, – убежден учитель. – Одному Департаменту образования координировать усилия с департаментами культуры, природопользования, информпролитики и финансов было бы не под силу. Консолидирующим фактором влияния стала мэрия Москвы. У города есть прямая заинтересованность в качественном образовании – только оно может позволить сформировать нормальный кадровый ресурс – и в первую очередь удовлетворить спрос на специалистов по современным технологиям, профессиональных инженеров, которых городу катастрофически не хватает».
«Мы наблюдаем нарастающий эффект системных сдвигов в образовательной политике города, – считает Ященко. – Переход от поиска и отбора талантов к возможности каждой московской школе давать качество. Несколько лет назад всем московским школам дали возможности элитных, и сегодня ребенок из обычной школы получает ровно столько же возможностей, сколько раньше получали в элитных. Результаты сказываются и дальше будут только накапливаться».
Особенностью Москвы кроме прочих стали внутренние, городские образовательные рейтинги. Алгоритм их подсчета строится примерно так же, как общероссийский, но локализация позволяет оперировать дополнительными инструментами, пока недоступными в других регионах. В Москве при составлении рейтинга учитывается база экзаменов 9-го класса, система общегородских диагностик 4–7-го классов, задействована база приема дошкольников, позволяющая учитывать программы дошкольного отделения. Свободный доступ ко всем этим данным – результат успешной реализации в столице 29-й статьи закона об образовании («Информационная открытость школ»). Учитывать их при составлении общероссийского рейтинга можно будет тогда, когда все субъекты реализуют ее в полной мере.
Серьезным стимулом для борьбы за верхние строчки в столичном городском рейтинге стали гранты мэра Москвы. В этом году их получили 220 учебных заведений, из которых 170 вошли в рейтинг лучших. За достижение «высоких результатов в образовательной деятельности» 20 школ получили гранты по 7,5 млн руб., 50 – по 5 млн руб., 100 – по 2,5 млн руб.
Открытая Москва
Руководитель центра педагогического мастерства особо отметил, что Москва понимает свои преимущества – территориальную близость к крупнейшим вузам России и федеральным органам исполнительной власти, но при этом готова делиться своими лучшими практиками со всей страной и уже делает это.
«Москва открыта. Это политика города, политика властей, и центр педагогического мастерства имеет четкую установку – всеми достижениями мы делимся со всей Россией, – заявил Ященко. – Только что проводили семинар по подготовке к олимпиадам. Наш олимпиадный сайт, на котором все сведения, задачи, решения, – один из самых популярных в России. Мы только что проводили тренировку московских школьников по базовому ЕГЭ – на следующий год будет базовый и профильный. Через нашу систему, которая позволяет организовать внутришкольный контроль, участвовало 300 тыс. человек со всей России. Мы делимся опытом».
Хорошим примером распространения лучших педагогических практик может стать Новая Москва – за два года с момента присоединения к городу школы этой территории уже подготовили победителей и призеров крупных олимпиад. «В России огромный потенциал талантов, – считает Ященко. – Практически любой кусочек возьми и работай по качественным методикам, и результат появится. Говорят: вот регион с неудачным составом населения. К Москве присоединили Новую Москву – и через два года абсолютные победители. Это лучшая демонстрация и агитация».