Кадр телеканала Lifenews
Авиакатастрофа в столичном аэропорте «Внуково» к середине дня начинает обрастать подробностями и комментариями. В частности, сообщается, что водитель снегоуборочной машины, с которым столкнулся самолет Falcon-50EX, вовсе не был в нетрезвом состоянии, как заявлялось ранее. Также пресса цитирует комментарий замминистра транспорта Валерия Окулова, который сказал: «Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет». В ближайшее время в Москву прибудут французские эксперты и следователи.
20 октября за три минуты до полуночи, в 23:57, в московском аэропорте «Внуково» при взлете потерпел крушение бизнес-джет Falcon-50EX. На борту самолета находился глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа. Спасти не удалось никого. Установлено, что лайнер, совершая взлет с ВПП N1, столкнулся со снегоуборочной машиной, который управлял водитель Владимир Мартыненков. После столкновения самолет ударился о полосу и загорелся, шофер снегоуборочной машины не пострадал.
Гибель главы Total потрясла все бизнес-сообщество. Свои соболезнования французской стороне выразили первые лица российского государства, отмечая, что Кристоф де Маржери был настоящим другом России.
Правоохранительные органы России и Франции открыли расследования по факту крушения самолета и гибели людей. Прокуратура Парижа будет вести следствие по статье «непредумышленное убийство». По данным Figaro, вести дело поручено отделу расследований французской жандармерии на воздушном транспорте. В Генпрокуратуре России сообщили, что намерены дать правовую оценку работы диспетчеров и службы спецтранспорта аэропорта "Внуково". Следственными органами по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Ход надзорных мероприятий и результаты расследования уголовного дела находятся на контроле межрегионального транспортного прокурора, подчеркнули в Генпрокуратуре.
Следствие считает, что основной причиной трагической гибели президента концерна "Тоталь" в аэропорту Внуково стала не трагическая случайность, а недостатки в работе служб аэропорта. Об этом заявил ТАСС представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. "Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподнести представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта", - отметил Маркин.
Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненков практически не пострадал, хотя были сообщения о том, что он находится в тяжелом состоянии. В.Мартыненкова показали по телевидению, и он шел вполне самостоятельно. Сообщается, что на данный момент с ним проводятся следственные действия. Утром СМИ со ссылкой на представителя Следственного комитета сообщили, что водитель, вероятно, был в нетрезвом состоянии. В частности, такая версия прозвучала в прямом эфире канала «Россия-24». Но данная версия, оказывается, требует дополнительной проверки, если то, что заявил адвокат Мартыненкова Александр Карабанов, соответствует действительности. Защитник сказал, что Владимир Мартыненков вообще не употребляет спиртного из-за заболевания сердца. "Мой подзащитный страдает хроническим заболеванием сердца, он не пьет совершенно, это могут подтвердить и родственники, и врачи", - сообщил "Интерфаксу" во вторник адвокат фигуранта Александр Карабанов. "В момент ЧП он был трезв", - подчеркнул защитник. Он добавил, что к защите В.Мартыненкова будет привлечена крупная группа адвокатов. "Мы не хотим, чтобы ответственность за ЧП перекладывали на простого человека", - сказал А.Карабанов.
Эксперты МАК начали расшифровку «чёрных ящиков» Falcon-50. Об этом сообщили в пресс-службе Межгосударственного авиационного комитета. Специалисты изучат данные параметрического и звукового бортовых самописцев, которые были найдены вскоре после крушения самолёта.
Авиакомпания Unijet не будет в ближайшие дни разглашать какую-либо информацию по своему самолету, разбившемуся во Внуково. Об этом корр.ТАСС сообщила сегодня представитель фирмы Паскаль Кофман. "Ведется следствие, и мы в ближайшие дни не намерены разглашать какую-либо информацию по своему самолету - ни в каком году он произведен, ни сколько часов он налетал, ни то, сколько часов полетов были на счету у главного пилота и его помощника. Руководством компании нам категорически запрещено делать это, так как появление подобных сведений может тем или иным образом повлиять на ход следствия", - сказала представитель компании. "Возможно, эти данные объявит французская или российская сторона. Мы действуем в тесном сотрудничестве как с представителями властей России, так и Франции, ведущими следствие", - добавила Кофман. "Дирекция и персонал компании "Юниджет" выражают свое глубокое соболезнование семьям и близким погибших в авиакатастрофе", - подчеркнула представитель авиакомпании.
Журналисты канала «Россия-24» сообщают, что во «Внуково» более не комментируют ситуацию. Если ночью в пресс-службе аэропорта еще можно было получить информацию, то теперь там отказываются от общения, направляя журналистов к представителям правоохранительных органов.
Одной из версий, которая находится в разработке, ошибка диспетчеров аэропорта. Однако по этому поводу пока никакой более-менее точной информации нет.
Основной причиной катастрофы во Внуково остаётся человеческий фактор. Об этом в своём Twitter написал официальный представитель СКР Владимир Маркин. По его словам, авария произошла из-за раздолбайства одного при попустительстве других.
Маркин отметил, что диспетчеров аэропорта вслед за снегоуборщиком проверят на алкоголь. Ранее водитель снегоуборочной машины отказался признавать вину в катастрофе самолёта. Его адвокат отрицает, что подзащитный был пьян во время ЧП.
Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает ошибку пилотов маловероятной причиной катастрофы легкомоторного Falcon-50 в аэропорту Внуково: увидеть препятствие на взлетно-посадочной полосе в условиях тумана трудно, а избежать столкновения с ним на огромной скорости практически невозможно.
Причиной аварии во Внукове стали нарушения в работе служб аэропорта. Такое мнение радиостанции «Говорит Москва» высказал первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. «Абсолютно точно, что причина этой катастрофы не погодные условия, не технические сбои, а организация работы наземных служб аэропорта», - уверен депутат. По его словам, водитель снегоуборочной машины, которую задел разбившийся самолет, только исполнитель, и работает он в строгом соответствии с заранее утвержденным графиком или указаниями по погодным условиям. «А эти графики и распоряжения издаются должностными лицами. Расследование укажет где, когда и каким должностным лицом была допущена оплошность - неполное или некачественное исполнение своих обязанностей, и когда будет возбуждено уголовное дело уже по персоналиям», - сказал Брячак. По его мнению, в России недостаточно строгая правовая система по таким нарушениям. «После ситуации в Казани прорабатывается в законопроект, предусматривающий персональную ответственность должностных лиц за несвоевременное, неполное исполнение своих обязанности по обеспечению безопасности всех участников движения, и это не только в области воздушного, а вообще любого транспорта. В ближайшее время документ будет вноситься на рассмотрение», - отметил Брячак.
Авиаэксперт назвал позором и бездарностью аварию во Внукове. Об этом радиостанции «Говорит Москва» заявил заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. «Я расцениваю, это происшествие как самый негативный и из ряда вон выходящий случай, который произошел в России. Это позор нам, это бездарность руководителя аэропорта, абсолютная бесконтрольность и никакой взаимопомощи», - сказал эксперт.
В обзоре использована информация агентств «Интерфакс», «ТАСС», телеканалов «Россия-24» и LifeNews, радиостанции «Говорит Москва».