Сотрудники метрополитена строго соблюдают инструкции. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Трагедия на Арбатско-Покровской линии в Московском метрополитене вызвала много споров не только по поводу причин аварии, но и о том, как дальше эксплуатировать столичную подземку. Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Александр МОРОЗОВ рассказал корреспонденту «НГ» Петру МОРДАСОВУ о том, безопасно ли московское метро и как избежать повторения происшествий.
– Александр Сергеевич, каковы, по вашему мнению, причины ЧП в метро и как сработали оперативные службы?
– Говоря о причинах этой аварии, пока я не готов высказать какое-то однозначное мнение. Это сфера деятельности профессионалов, и следует дождаться их решения о том, что произошло. И это решение должно быть комплексным: чтобы эксперты из разных отраслей оценили случившееся по своим параметрам и потом коллективно выдали резюме о причинах произошедшего ЧП. Единичные персональные мнения слишком субъективны, что приводит к распространению ложной информации и появлению страха у людей перед общественным транспортом. Оценивая же работу медиков, МЧС и сотрудников метрополитена, я могу сказать: судя по тому, насколько оперативно прислали вертолеты и эвакуировали людей, все было сделано правильно и профессионально.
– Можно ли предотвратить повторение аварии?
– Вероятно, в тот момент сложилась цепочка негативных обстоятельств, которые привели к аварии. И когда такая ситуация произошла, эксперты и профессионалы оценивают ее, анализируют, детально разбирают и составляют инструкцию с правилами и мерами. Их соблюдение приведет к тому, что подобное не повторится. Эта инструкция распространяется между всеми сотрудниками организации, и каждый работник подписывает протокол о том, что он ознакомлен с этой инструкцией и действует в ее рамках. Но в метрополитене работают такие же люди, как и мы с вами. А кто из нас может похвастаться тем, что ни разу в жизни не нарушал инструкцию? Дело еще и в нашей ментальности. В Германии, к примеру, вряд ли будут нарушения. Там все всегда четко и слаженно, потому что ментальность у людей такая. А мы считаем допустимым где-то немного отклониться от правил. Но цена нарушения инструкции ремонтника или монтера метрополитена оценивается человеческими жизнями. Какая бы ни была отлаженная система, какими бы ни были профессиональными начальники, все равно есть человеческий фактор, и можно допустить, что человек что-то сделает не так.
– Как вы в целом оцениваете безопасность московского метро?
– Московское метро – одно из самых безопасных в мире. Если посмотреть статистику, то последние тяжелые аварии происходили в Москве в 1981–1982 годах. Тогда погибли менее 10 человек. После этого крупных техногенных ЧП не было. А, например, в Баку в 1995 году была авария, в которой погибли 289 человек. Обращаясь к той же статистике, можно отметить, что ежегодно под колесами машин гибнет 841 человек (это цифра за прошлый год), в авариях погибают сотни горожан. И это с учетом того, что личные автомобили перевозят гораздо меньше пассажиров, чем подземка. В метро же гибнут около 20 человек в год. И это в основном ЧП из-за личной неосторожности, когда человек оступился, поскользнулся и упал на рельсы.
Поэтому можно сказать, что метро – самый безопасный транспорт. Необходимо соблюдать банальные меры предосторожности: держаться за поручни, держаться подальше от края платформы, а в свете последних событий – стараться садиться в средние вагоны. И вообще общественный транспорт гораздо безопаснее, чем личный.