Фото Reuters
В московской подземке произошла страшная техногенная авария, которая по данным на полночь 15 июля унесла жизни 22 человек. В больницах города находятся более сотни пострадавших разной степени тяжести. Подобной аварии, причиной которой стал не теракт, а техника, вероятно, в истории московского метрополитена не было. 16 июля в столице будет объявлен траур по погибшим. Вечером 15 июля люди стали приносить цветы к станциям «Парк Победы» и «Славянский бульвар».
Авария произошла в 8:39 (МСК) 15 июля на перегоне «Славянский бульвар» - «Парк Победы» Арбатско-Покровской («Синей») линии. За 200 метров до станции «Парк Победы» на составе типа «Русич» 81-740/81-741 сработала система экстренного торможения. По данным Следственного комитета поезд двигался в это время со скоростью около 70 км/ч. В результате торможения три вагона сошли с рельс и врезались в стенку тоннеля. При аварийной остановке поезда на такой скорости пассажиров соврало со своих мест. Однако точные выводы о причинах катастрофы предстоит сделать компетентным органам, в том числе и о том, почему сработали тормоза. Версия террористического акта была отброшена достаточно быстро, когда спасатели начали поднимать пострадавших наверх. В 21:15 от главы МЧС России Владимира Пучкова поступило сообщение о том, что все спасательные работы закончены. «Спасатели в сложнейших условиях эвакуировали с платформ 200 человек, всего более 1,2 тысяч человек», - сообщил министр.
По данным ИТАР-ТАСС на 23:30 (МСК) в больницах находятся 129 пострадавших, они проходят лечение в 15 больницах. Еще 11 пострадавшим медицинская помощь была оказана амбулаторно.
К вечеру спасатели и следователи завершили работу. Вице-мэр Москвы Петр Бирюков сообщил, что на восстановление движения на аварийном участке уйдет около 30 часов: "Там достаточно большой объем (работ), - сказал он. - Необходимо будет убрать поврежденные вагоны, а их надо будет разрезать, демонтировать элементами и вывезти с пути, восстановить погнутые рельсы - демонтировать старые".
Выдвинутая версия о сбоях в электропитании была позже опровергнута пресс-службой компании МОЭСК. «Речь идёт о подаче напряжения на распределительную подстанцию, которая обслуживает метрополитен. От данной подстанции, в свою очередь, зависит работа контактного рельса между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», где произошло ЧП», - рассказала Елена Буренина. По её словам, ввиду того, что эта подстанции находится на балансе метро, энергетики не могут видеть её режимов работы. «Мы осуществили подачу электроэнергии на объект, от которого зависит работа метро внутри, и говорим, что в нашей части все объекты были обеспечены в полном объеме», - подытожила пресс-секретарь.
Авария в московском метро произошла из-за нарушений требований по обеспечению безопасности метрополитена. Об этом сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. По факту крушения поезда было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение требований в области транспортной безопасности". В настоящее время решается вопрос о назначении необходимых экспертиз, направленных на установление причины схода вагонов с рельс.
Службы спасения прибыли на место аварии через 10-15 минут. МЧС, помимо автомобилей «Скорой помощи», задействовало вертолеты, которые садились на Площади Победы. Как рассказала радиостанции «Говорит Москва» очевидец происшествия Анастасия, которая ехала в предпоследнем вагоне, поезд очень резко затормозил. «Те, кто стояли, они просто все улетели в конец вагона. До крови, конечно, некоторые поранились. Там ребёнок был, у него вообще на затылке кровавое пятно. Минут 20, наверное, стояли. Потом последний вагон задымился. Мы позакрывали все форточки, чтобы дым не шёл. Все люди стали закрывать рот платками. Потом задымление прошло. И уже стали подъезжать спасатели», - отметила Анастасия. По её словам, спасатели помогали пострадавшим выбраться из вагона, паники не было. Пассажиры вели себя довольно адекватно, сохраняли спокойствие.
Зам. мэра Петр Бирюков сообщил, что машинист аварийного поезда жив и находится в больнице. Позже появилось сообщение о том, что молодой человек, управлявший составом, успешно перенес операцию, и его жизнь находится все опасности.
Власти Москвы не собираются уходить от ответственности за трагедию, которая произошла сегодня в столичной подземке, однако все организационные выводы должны следовать только по итогам тщательной проверки с участием правоохранительных органов. Об этом журналистам заявил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов. Мэр Москвы Сергей Собянин высказался более конкретно. Он пообещал, что расследование инцидента обернется для виновных в аварии не только увольнениями, но и уголовными делами. Мэр заверил, что все городские больницы имеют необходимые медикаменты и на своих местах находятся все врачи. "Все специалисты на месте, все необходимые препараты для этого (лечения пострадавших - ИФ) имеются", - подчеркнул С.Собянин. Мэр также напомнил, что пострадавшим в результате аварии на Арбатско-Покровской линии метро "будут выплачены все необходимые компенсации". По указанию градоначальника будут проведены внеплановые проверки объектов инфраструктуры московского метро. "Мэр Москвы Сергей Собянин дал указание провести внеплановую комплексную проверку объектов инфраструктуры московского метрополитена. Мы ее уже начали", - сказал журналистам Максим Ликсутов.
ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в московском правительстве сообщил, что начальник подземки в отставку не подавал: "Иван Сергеевич в отставку не подавал", - сказал он, заметив, что Беседин был досрочно отозван из отпуска. Собеседник агентства подчеркнул, что в настоящее время проверку по факту аварии в метро проводит Следственный комитет».
В сентябре прошлого года официальный печатный орган Минтранса России опубликовалобширную экспертную статью о происшествиях в московском метро под названием «Кто виноват и что делать». В статье, в частности, приводится обширная статистика с описанием различных случаев сбоев. «Значительная доля выявленных нами сбоев в метро, 44%, возникла из–за падения людей на рельсы – случайного или умышленного. Еще в 2008 году бывший начальник метрополитена по указанию Генеральной прокуратуры рассматривал возможность строительства ограждений на платформах новых станций, однако даже через 6 лет ни на одной станции Московского метрополитена эта новинка так и не появилась.
Более 36% сбоев из собранной статистики относятся к техническим сбоям: поломка подвижного состава, систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), систем электроснабжения, поломка путевых устройств (излом рельса, неисправность контактного рельса и т. д.). В 2012 году произошел резкий рост поломок системы электроснабжения. Почти 100 млн. руб. из 329 млн. руб., выделенных на капитальный ремонт подстанций, оборудования кабельной и осветительной сети, не были освоены службой электроснабжения. По официальной информации, в 2011 году было 24 пробоя кабелей метро, в 2012 году – 40 случаев. На счету службы в 2013 году – двойной пожар на Сокольнической линии 5 июня 2013 года». Специалисты проанализировали данные с 2008 по 2013-й. В 2014 году по неофициальным данным произошло около 35 нештатных ситуаций.
«Синяя» ветка московской подземки является одной из старейших в столице и самой протяженной после строительства участка в районы Строгино и Митино (45,1 км). На этой же линии существует и самый длинный перегон между станциями – 6 км. 625м. и самая глубокая станция – «Парк Победы» (84 метра). На этой станции построен самый длинный в Москве эскалатор – 125 метров. Первый участок «Площадь Революции» – «Курская» был открыт 13 марта 1938 года. 50 лет линия заканчиваюсь на станции «Киевская». Строительство одной из самых глубоких станций «Парк Победы» затянулось на долгие годы и завершилось в 2003-м году. Участок «Парк Победы» - «Кунцевская» с пристыковкой части Филевской линии открылся в 2008 году. Перегон между «Славянским бульваром» и «Парком Победы» идет по уклон с уровня с 10 метров до почти 80 метров. Теперь Арбатско-Покровская линия рискует стать рекордсменом по объемам трагедии произошедшей аварии. Последняя крупная техногенная катастрофа, произошедшая в московском метро, которая привела к жертвам, относится к 1982 году. Тогда на станции «Авиамоторная» из-за неисправности эскалатора 30 человек пострадали и 8 погибли.