Организаторы ЕГЭ постарались не допустить списывания, избавив школьников от электронных устройств. Фото РИА Новости
В последнее время в Москве активно обсуждают тему умышленного занижения результатов ЕГЭ по литературе. Разобраться в сложившейся ситуации педагоги постарались 25 июня на открытом заседании городской предметной комиссии по литературе.
На собрании в столичной школе № 1253 члены предметной комиссии, учителя, родители и выпускники в открытом диалоге не только высказали свое мнение по скандальной теме, но и вносили конкретные предложения, позволяющие улучшить организацию проведения ЕГЭ и процедуру апелляции, а также способствующие повышению объективности оценки результатов экзаменов. Например, был рассмотрен вопрос о причине понижения среднего балла единого государственного экзамена по литературе. В 2013 году средний результат московских школьников составил 63 балла, а в нынешнем году – 56 баллов.
По словам руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины, ЕГЭ по литературе всегда был ахиллесовой пятой итоговой государственной аттестации. «Баллы ЕГЭ по литературе в Москве не рухнули, – отмечает чиновник. – Результаты имеет смысл сравнивать только по России. Я берусь утверждать, что в сравнении с Россией баллы в Москве не снизились. Невозможно так создать контрольно-измерительный материал, чтобы результаты были идентичны год от года. Безусловно, я хочу, чтобы баллы в Москве были выше, но при этом я хочу, чтобы все 750 тысяч выпускников России, и в том числе 50 тысяч московских, шли честным путем. И мне кажется, что в этом году это удалось. Поэтому спасибо всем, кто работал на едином государственном экзамене».
В защиту объективности полученных результатов ЕГЭ по литературе выступили члены городской предметной комиссии. «В этом году уменьшился процент детей, подавших заявления на апелляцию, – всего 11%. В предыдущие годы было 20 и даже 25%. Это уже о многом говорит. В Москве на данный момент нет массового хождения на апелляции», – сказала заместитель председателя региональной предметной комиссии ЕГЭ по литературе Наталья Кутейникова, которая также отметила высокую квалификацию и уровень профессионализма всех членов комиссии. 95% ее состава работают с 2009 года и являются учителями высшей категории. 1/5 членов комиссии – кандидаты наук, а 1/3 – почетные работники российского образования и заслуженные учителя.
Педагоги обратили особое внимание на то, что в 2014 году в Москве ЕГЭ прошел в максимально честных условиях. На экзамене по литературе резко увеличилось количество удаленных за нарушения детей: в 2013 году был отмечен только один такой случай, а нынешнем – шесть. А это значит, что меры, принятые по предупреждению списывания и защите от утечек информации, дали свои результаты. «Наконец-то мы можем говорить о том, что мы читаем не только скаченные из Интернета работы. Что касается понижения результатов, то оно наблюдается во многих регионах России. Это нормальная ситуация, потому что выпуск на выпуск не приходится», – подчеркнула заведующая кафедрой Московского института открытого образования Людмила Дудова.
Участники заседания пришли к единому мнению, что необходимо еще в большей степени расширить информационную поддержку при подготовке к ЕГЭ. Кроме того, нужно запросить разрешение на размещение сканированных экзаменационных работ прошлых лет для детального изучения репетиторами и учителями. Все учителя, которые будут приступать к подготовке учеников к ЕГЭ по литературе, в обязательном порядке должны проходить курсы повышения квалификации для детального ознакомления с критериями и требованиями к выполнению работ.
По итогам встречи стало понятно, что подобные диалоги представителей органов власти и образовательного сообщества идут на пользу обеим сторонам. У каждого есть возможность высказать свое мнение и быть услышанным. Общими усилиями можно найти компромисс и выход из порой даже самой противоречивой ситуации. Именно поэтому на заседании по инициативе Исаака Калины было предложено со следующего учебного года сформировать предварительный состав предметных комиссий и проводить в школах подобные открытые собрания раз в месяц.