Портал «Открытые данные» пополнился блоком информации о местах летнего отдыха. Фото ИТАР-ТАСС
Московские власти в последние годы активно переходят на электронный вариант взаимодействия с жителями мегаполиса. Основные инструменты при выполнении этой цели – сеть городских интернет-порталов с базовым сайтом mos.ru. Важнейшими ресурсами при получении обратной связи являются при этом порталы госуслуг и открытых данных – pgu.mos.ru и data.mos.ru соответственно. И если первая интернет-площадка была создана около трех лет назад и за это время стала популярна среди москвичей, то второй ресурс, введенный в строй в прошлом году, только набирает обороты.
Руководство города делает ставку на оба портала – они регулярно обновляются, появляются новые функции, проходит редизайн, к работе при этом подключают и самих пользователей, чьи запросы расширяют перечень доступных опций. Скажем, сайт pgu.mos.ru – это 285 услуг: от аналогов жалобных книг до образования, от возможности погасить коммунальные платежи до приобретения охотничьего билета. Это услуги для граждан и бизнеса, электронный атлас города, собственный блог, перечень всех многофункциональных центров. Но, несмотря на обилие возможностей, прежде всего – это простой и удобный сайт и одна из главных интернет-площадок столицы, динамично развивающийся ресурс со своей идеологией, функционалом и контентом. Что же он сейчас представляет собой?
Pgu.mos.ru – это портал, позволяющий москвичам воспользоваться всеми видами госуслуг, доступных через Интернет или в многофункциональных центрах столицы. Электронная площадка до сих пор находится в стадии beta-тестирования. В городском правительстве еще в 2013 году задумались над переработкой портала – приведения его в состояние, отвечающее всем современным стандартам. Beta-версия сайта – это постоянно обновляющийся ресурс с уникальными возможностями. Скажем, распределение мест на ярмарках выходного дня идет только в электронном формате, равно как и решение некоторых транспортных вопросов, к примеру, разрешение на такси и въезд грузовиков на территорию центра города.
В свое время изменению подвергся не только функционал сайта, заметно расширившийся с момента запуска. В основе всего лежит дизайн, поэтому портал в своем новом виде не только радует глаз, но и позволяет выполнять операции буквально в один-два клика. В основе навигационной концепции сайта лежит интеллектуальный поиск, ставший базисом коммуникационной идеи. Услуги разбиты на категории: «Образование, учеба», «Семья, дети», «Оплата», «Работа», «Бизнес» и др. Всего, как упоминалось выше, 285 услуг, 108 – электронные; помимо этого, на сайте приводится вся необходимая информация о действующих в Москве многофункциональных центрах.
Популярность сервисов сайта городских госуслуг говорит сама за себя – если к концу 2012 года на портале было зарегистрировано 600 тыс. человек, то сейчас их свыше 2 млн. Причем это активные пользователи: так, с начала года 17% заявлений на регистрацию браков пришлось на электронную форму, доступную на pgu.mos.ru. Всего 8 тыс. заявлений. Формат подачи делает возможным присутствие новобрачных только лишь на самой церемонии – в день регистрации брака.
По словам замруководителя управления отраслевых проектов Департамента информационных технологий Москвы Павла Шевырова, на сегодняшний день самая популярная услуга из доступных на портале – это внесение показаний приборов учета воды. Более 700 тыс. человек ежемесячно пользуются сайтом с этой целью. Среди других востребованных сервисов – запись на прием к врачу, оплата штрафов ГИБДД и большой спектр услуг для детей.
Причем популярность того или иного сервиса зависит от сезона. Скажем, запись в школу становится актуальной в январе, а счетчики ЖКХ и штрафы востребованы ежемесячно. Также выделяются и сезонные услуги: весной были популярны сервисы, связанные с детским отдыхом, результатами олимпиад, ЕГЭ, детскими кружками и секциями.
Однако это лишь малая часть возможностей ресурса. Зарегистрированные на сайте пользователи получают доступ к обширным информационным площадкам – архивам, базам, сведениям из муниципальных ведомств, новостям и справочной информации. Сервисы, доступные на pgu.mos.ru, дают возможность отслеживать социальные выплаты, бронировать путевки и записывать детей в детские сады и школы, а сам портал позволяет гражданам напрямую коммуницировать с загсами, Росреестром, городскими управами, Пенсионным фондом и другими подразделениями. Таким образом, интернет-ресурс обеспечивает так называемую обратную связь властей с жителями столицы: все обращения граждан проходят автоматизированный учет, целью которого является улучшение работы городских ведомств. Помимо этого, учет также напрямую борется с коррупцией, снижая ее уровень.
Одним из примеров последнего утверждения стала возможность пожаловаться на чиновников, нарушающих регламенты предоставления госуслуг. На сайте есть специальная форма, заполнив которую можно отправить свою претензию, которую впоследствии возьмет в разработку главконтроль. Если регламент действительно был нарушен, чиновника ждет штраф от 5 до 10 тыс. руб., что само по себе немного, однако нивелируется количеством потенциальных претензий.
Портал московских госуслуг пользуется все большей популярностью.
Фото ИТАР-ТАСС |
Новинкой этого сезона стал новый стандарт по организации детского летнего отдыха – на сайте госуслуг появилась опция электронной записи. Помимо этого в среднесрочной перспективе планируется внедрение опции с возможностью выбора климатической зоны, тематики летнего лагеря и подходящих условий отдыха. Подобная система может заработать со следующего года – она должна войти в концепцию двухступенчатого порядка организации отдыха детей-льготников. На первом этапе родители задают нужные параметры, исходя из вышеперечисленных общих вещей, на втором они выбирают нужный им вариант из списка предложенных.
Важной особенностью портала является его автоматизированность. Пользователю фактически не нужно ничего контролировать – за него все делают информационные технологии. Если что-то забываешь, всегда можно подписаться на функцию уведомления; в случае получения штрафа или задолженности на телефон будет отправлено sms, а на электронную почту придет письмо. Не менее важно и то, что у сайта есть свое приложение, позволяющее воспользоваться самыми востребованными и легкими услугами.
Новым способом взаимодействия чиновников и жителей мегаполиса стал новый проект – «Мой офис госуслуг». Запущен он был в конце мая, а главная его функция, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, – это «возможность сообщить о своих потребностях в получении различных государственных услуг, а также внести свой вклад в улучшение работы центров их предоставления».
По словам директора государственного бюджетного учреждения «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» Елены Громовой, сейчас городские власти «выходят на новую ступень диалога с населением». Иными словами, все инициативы будут проводиться с учетом мнения населения, что позволит избежать каких бы то ни было ошибок. «Мой офис госуслуг» предоставляет возможность обсудить в режиме онлайн улучшения, которые стоило бы внедрить в работу многофункциональных центров. Причем активная фаза работы еще только впереди: проекту предстоит набрать 5 тыс. пользователей, которые до конца месяца и займутся обсуждением предполагаемых изменений. В качестве призов за лучшие идеи (значение имеет и количество идей – самые инициативные пользователи тоже будут награждены) – срочное изготовление заграничного паспорта, выездное обслуживание, открытие нового многофункционального центра и даже завтрак с мэром.
В отличие от своего «старшего брата» портал открытых данных возник относительно недавно – в январе 2013 года. Однако за это время он успел полюбиться москвичам и продолжает набирать популярность. По словам Сергея Собянина, «портал у нас становится основным справочником всего того, что происходит в городе». За время работы сайта его страницы просматривались 1,7 млн раз, а количество скачиваний данных достигло отметки в 437 тыс. При этом сам портал располагает информацией о 315 тыс. объектов, сформированной в 267 наборах данных.
Целью ресурса является предоставление информации о вопросах общественного значения. С одной стороны, это повышает прозрачность работы самих органов власти. С другой – помогает москвичам в поиске информации. Вся информация по аналогии с порталом госуслуг делится на категории для удобства поиска: «Образование», «Торговля», «Земля и имущество», «Территории отдыха», «Культура» и т.д. При этом каждая категория состоит из определенного числа наборов данных – карты, указания телефонов и часов работы учреждений, краткой справочной информации о местности и многом другом.
Учитывая растущую популярность портала, городские власти приняли решение запустить к лету новое приложение с полной информацией о 40 базах летнего отдыха. По словам заммэра Москвы Анастасии Раковой, приложение позволяет узнать о детских игровых площадках, велодорожках, зонах отдыха у воды, футбольных полях и о многих других вещах. Опция вошла в функционал сайта открытых данных и вмещает в себя информацию по более чем 6 тыс. объектов – это адреса, телефоны, фотографии и другие сведения. Подобный подход должен позволить москвичам не искать информацию на сторонних сайтах, переходя по многочисленным ссылкам и путаясь в рекламе (которой на data.mos.ru нет), а получать достоверные сведения на единой и универсальной интернет-площадке.