Реконструкция дорог в Новой Москве ведется очень активно. Фото РИА Новости
В развитие Новой Москвы планируется вложить 7 трлн руб., из которых 2 трлн будут инвестированы в инфраструктуру. Об этом вчера заявил руководитель Департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин. Ускорить процесс освоения земель поможет Федеральный закон № 43, один из разработчиков которого, бывший руководитель строительного комплекса Москвы, а ныне депутат Госдумы Владимир Ресин отметил перемены в урбанистической политике столичных властей.
Президент РФ поставил задачу – к 2016 году строить по 100 млн кв. м современного, комфортного и доступного по цене жилья в год. Сегодня в стране ежегодно строится лишь около 70 млн кв. м, и достижение планового показателя потребует глобальной модернизации строительной отрасли, считает Владимир Ресин. По его словам, совершить этот рывок невозможно без формирования современной инженерной и транспортной инфраструктуры, и законодатели попытались создать для этого хорошую законодательную базу, разработав, в частности, ФЗ-43.
Этот закон регулирует отношения, возникающие при изъятии земель для решения государственных задач по развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона. Создатели закона постарались, чтобы он сохранял баланс государственных, общественных и частных интересов, регламентировал все виды правовых отношений. Это позволяет сделать процедуру изъятия земель от частника к государству эффективной и четко понятной для всех сторон.
«На сегодняшний день вступили в действие основные положения закона. Сформированы адресные перечни строительства. Инвестиционная программа Москвы до 2017 года утверждена мэром и в ближайшие дни будет опубликована. Все полномочия по резервированию, изъятию, формированию и оформлению земельных участков под строительство переданы Москве. Эти полномочия сегодня закреплены за Департаментом государственного имущества города», – сказал Владимир Ресин.
Новые территории, примерно 150 тыс. га, были присоединены к Москве 1 июля 2012 года. Эта территория долго развивалась без взаимосвязанной системы сетей, а имеющаяся инфраструктура не позволяет вести новое строительство и модернизацию территории. При том, что накануне объединения в двух новых округах столицы (Новомосковском и Троицком) проживали 250 тыс. человек, их население планируется увеличить до 1,5 млн жителей. При этом планируется также создать 1 млн рабочих мест, а также довести развитие социальной и транспортной инфраструктуры до московского уровня.
Владимир Жидкин отмечает, что закон был принят в кратчайшие сроки и начал действовать крайне вовремя. «Наш департамент является госзаказчиком участков трех дорог, на всех из них мы вынуждены изымать участки, принадлежащие собственникам. Закон позволил нам определить четкий порядок этого процесса, и по двум участкам вся необходимая работа уже сделана. Сейчас у нас нет обращений собственников в суд по поводу изъятий, и это свидетельство того, насколько профессионально был подготовлен закон», – говорит глава департамента.
«Хочу напомнить, что в законе обозначено не изъятие земли, а выкуп по рыночной цене – то есть цену участка устанавливает оценщик, – уточняет Владимир Ресин. – И этот подход позволил нам добиться того, что сейчас нет ни одного дела в суде». По словам чиновников, в создании ФЗ-43 им помог опыт Сочи и Дальнего Востока. «Я за 20 лет работы в Москве насмотрелся столько, что уже хватило. Иногда люди были готовы платить деньги, чтобы узнать, где что будет строиться, а потом купить участки и перепродать их подороже», – рассказал депутат Госдумы.
Как отмечает Жидкин, при выплате компенсаций цена доходит до 300 тыс. руб. за сотку. Потому сейчас при планировании строительства дорог и инфраструктурных объектов разработчики должны тщательно просчитывать, какие земли можно использовать и во сколько обойдется изъятие участков. Потому теперь трассы стараются пускать по свободным землям, минимально затрагивая сложившуюся застройку и допуская минимальное число сносов домов.
Владимир Ресин говорит, что политика нынешнего московского руководства отличается от той, что была раньше: «Главное, что мне сейчас нравится, чего мы по разным причинам не могли добиться в свое время – сегодня все начинается с инфраструктуры. Все – от первого лица в строительстве до руководителя города – понимают, что в первую очередь нужно развивать дороги, инфраструктуру, рабочие места. Мы, к сожалению, понастроили много так называемых спальных районов. Сегодня это исключено, и я это очень приветствую».