За благоустройством двора жители могут теперь проследить сами. Фото с сайта www.mos.ru
В 2008 году в Москве создан Общественный совет, в который вошли лидеры общественных объединений и просто уважаемые люди, к мнению которых прислушиваются многие – и рядовые горожане, и высокопоставленные чиновники. А в августе 2012 года была создана Общественная палата Москвы, позволившая городу выйти на новый уровень диалога и взаимодействия с гражданским обществом. Вместе с тем в столице появляются и новые методы и формы общественного контроля за деятельностью органов власти и городских структур.
Общественный контроль и общественная экспертиза становятся сегодня важным моментом принятия решений в процессе государственного управления и в России, и во всем мире. Они необходимы не только жителям города, но и органам власти, ведь последняя таким образом получает от жителей достоверную и точную информацию о выполнении программ и работ в микрорайоне или во дворе, то есть в конечном итоге – об эффективности расходования бюджетных средств.
В конце прошлого года Общественная палата Москвы впервые провела независимую экспертизу проекта столичного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. А в марте нынешнего года в Москве принят закон об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг. Он дает общественной палате Москвы право проводить независимую экспертизу в сфере жилищно-коммунальных услуг и благоустройства города, а также регулирует общественные отношения, связанные с обеспечением открытости и доступности информации в этих сферах.
Специалисты уверены, что подобный общественный контроль – это один из механизмов защиты потребителями своих прав, а его реализация позволит выявить и систематизировать реальные проблемы потребителей жилищно-коммунальных услуг в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями. При этом общественные организации смогут не только направить жалобу в уполномоченный орган, но и отследить ее рассмотрение и устранение нарушений. Только объединив усилия потребителей и органов государственного контроля, говорят эксперты, можно повлиять на ситуацию в ЖКХ.
На общественный контроль сегодня поставлено и качество ремонта московских школ: за ним наблюдают родители учеников. Для этого действует экспертно-консультативный Совет родительской общественности и информационный центр по урегулированию сложных ситуаций при капитальном ремонте школ. Учитывают и обращения от родителей и администраций школ на сайтах Департамента образования и окружных дирекций. Ремонт учебного заведения считается завершенным только после подписания акта о принятии работ администрацией и управляющим советом школы. При этом информация о принятии работ публикуется на сайтах окружных дирекций и школ – и это упрощает общественный контроль.
В конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил «Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы». Его основная цель – обеспечить эффективность общественного контроля, в том числе и в сфере государственных и муниципальных заказов. По сути, это же входит в задачи учрежденного правительством Москвы портала «Наш город». Его пользователями стали более 250 тыс. жителей столицы, многие из которых вошли в состав участников волонтерского проекта. Через портал они смогут не только контролировать сроки и качество работ городских служб, но и помогать в решении различных проблем тем, кто не имеет возможности пользоваться сайтом.
Практически одновременно с порталом в Москве начала действовать программа общественных советников при управах. Ими могут стать активные жители Москвы старше 18 лет, которые добровольно будут контролировать работу исполнительной власти города и быть своего рода посредниками между жителями и ТСЖ, советами многоквартирного дома, управляющими компаниями, эксплуатирующими организациями, с общественными объединениями, некоммерческими организациями, инициативными группами граждан и правоохранительными органами. Такая форма взаимодействия власти и жителей города, уверено городское руководство, сделает ее доступнее и прозрачнее. Желающих попробовать себя в роли общественного советника уже около 35 тыс.
Еще одна форма общественного контроля деятельности органов власти – общественный контроль госзакупок. По итогам прошлого года Москва заняла первую строчку в Национальном рейтинге прозрачности госзакупок. Во многом, говорят специалисты, благодаря новым формам общественного контроля за размещением городского госзаказа, в том числе благодаря введению в эксплуатацию портала поставщиков в ноябре 2013 года.
В то же время еще совсем недавно в процессе общественного контроля практически никак не участвовали депутаты Советов депутатов муниципальных округов Москвы. Но сегодня уже более года во многих районах столицы Совет муниципальных образований реализует программу «Муниципальный контроль». Депутаты муниципальных округов ведут мониторинг работ на объектах благоустройства в сравнении с техническим заданием. Таким образом, муниципальные депутаты одновременно выясняют и мнение жителей о качестве работ, и их предложения по благоустройству на будущий год. Только за один год действия «Муниципального контроля» Совет собрал более 4 тыс. предложений от жителей. Все они были переданы в муниципальные образования.