Алексей Шапошников отмечает, что местное самоуправление в Москве развивается стремительно. Фото с сайта www.mos.ru
21 апреля в России отметили День местного самоуправления. В Москве – мегаполисе и одновременно столице – федеральное законодательство пересекается с городским, а это наделяет органы местного самоуправления особыми, отличными от принятых в других регионах, полномочиями. Уже не первый год их координирует ассоциация «Совет муниципальных образований Москвы».
В конце декабря 2002 года представители органов местного самоуправления 11 районов провели общее заседание и приняли решение создать координирующий центр для объединения равноправных муниципальных образований. А примерно через месяц, в конце января 2003 года, на учредительной конференции уже 125 представителей и уполномоченных от муниципальных образований столицы создали некоммерческую ассоциацию «Совет муниципальных образований города Москвы» для развития местного самоуправления. С 2006 по 2010 год она провела пять съездов, и сегодня в нее входят 146 муниципальных столичных образований. После присоединения территорий Новой Москвы в столице появились три типа муниципальных образований: муниципальный округ (такой статус получили все районы «старой» Москвы), городской округ (Троицк и Щербинка) и поселение (19 муниципальных образований).
Сейчас, спустя более 10 лет после основания, у ассоциации множество задач и полномочий: разработка и внесение законопроектов в Московскую городскую Думу, подготовка типовых регламентов реализации полномочий органов местного самоуправления, методические рекомендации, консультирование и обучение муниципальных служащих и депутатов, ведь их задача – оперативно реагировать на изменения в жизни города. Последнее оказалось актуальным после муниципальных выборов 2012 года, по итогам которых депутатский корпус обновился на 55%. Сегодня на базе ассоциации действует Академия муниципального депутата – здесь проходят лекционные и практические занятия, дискуссии с руководителями профильных департаментов Москвы. При этом для более эффективной работы депутатов процесс реализации полномочий органов местного самоуправления постоянно отслеживают четыре рабочие группы.
Кроме того, большая часть работы ассоциации связана с реформой системы местного самоуправления в Москве, которая началась в 2012 году. В то же время по инициативе мэра столицы Сергея Собянина был принят городской Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы». До его вступления в силу полномочия депутатов были довольно ограниченными: прием жителей города, обсуждение местных вопросов, предложения, которые чаще всего имели характер рекомендаций.
Новый закон дал муниципальным депутатам некоторые государственные полномочия, например, в сферах капитального ремонта жилых домов и благоустройства территорий. Теперь депутаты могут планировать капитальный ремонт многоквартирных домов, благоустройство дворов, парков и скверов, установку опор освещения на территории муниципального округа. Они же согласовывают строительство религиозных объектов, гаражей, а также других объектов площадью до 1500 кв. м. С такими вопросами, как замена системы отопления, водоснабжения, канализации, установка пожарной сигнализации, ремонт фасада здания, балконов и кровли, установка шлагбаума во дворе, жители сегодня также могут обращаться к муниципальному депутату. При этом расчеты на ремонт и благоустройство специалисты управы также согласуют с депутатами. Такое взаимодействие управы района и депутатов, по словам городского руководства, позволяет эффективнее контролировать работу исполнительных органов, а в конечном итоге и расходование бюджетных средств. При этом при составлении перечней сегодня не последнюю роль играет и мнение жителей округа, а муниципальные депутаты входят в состав принимающей работу комиссии и имеют право контролировать работу на объектах. Без подписи муниципального депутата акт о приемке объекта не имеет законной силы.
Наконец, одно из принципиальных полномочий, которыми наделил новый закон муниципальных депутатов, – возможность влиять на решение кадровых вопросов: выражать недоверие главе управы района и поставить вопрос о его отставке. В этом руководство ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» видит более демократичный подход к формированию власти на самом близком к жителям столицы уровне. Во многом поэтому Совет муниципальных образований столицы поддержал идею проведения предварительных выборов в Мосгордуму. Это, по мнению участников совета, укрепит позиции более популярных кандидатов и поможет выстроить прочные отношения между ними и избирателями.
«Местное самоуправление в Москве развивается стремительно, – говорит председатель ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» Алексей Шапошников, – и столичные депутаты в отличие от коллег многих российских городов – по-настоящему близкая к жителям власть. При этом местные депутаты контролируют расходование значительных бюджетных средств: в 2013 году в «старой» Москве эта цифра составила около 24 млрд руб. Роль ассоциации в этом процессе – через местного депутата услышать мнения и предложения жителей и не оставить их без внимания. Такая форма взаимодействия сегодня наиболее эффективна».