Участвуя в опросах, москвичи меняют облик города. Фото PhotoXPress.ru
Центр мониторинга общественного мнения (ЦМОМ) появился в столице в 2011 году. Его целью было объявлено взаимодействие с жителями города по вопросам, касающимся здравоохранения, органов соцзащиты, коммунальных служб, исполнительной власти или даже конкретного чиновника. Одним из инициаторов проекта выступил мэр Москвы Сергей Собянин, который летом 2011-го заявил о необходимости подобной программы: «Мы хотим создать дополнительный центр мониторинга общественного мнения, куда бы любой человек мог обратиться не только с конкретной жалобой, а вообще высказать свое отношение к тому или иному процессу».
Таким образом, столичные власти намеревались оперативно выявлять самые проблематичные городские вопросы и иметь при этом обратную связь с жителями мегаполиса. Разрабатывал проект Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ). Причем аналитические обзоры центр готовит еженедельно, эти материалы ложатся в основу докладов на еженедельных оперативных совещаниях.
Информация, которую собирает и анализирует ЦМОМ, позволяет не только фрагментировать претензии граждан, но и анализировать многие другие факторы. Так, согласно прошлогодним отчетам, подавляющее большинство москвичей предпочитают пользоваться телефоном для обращения к властям. С 10 по 16 апреля в ЦМОМ для предоставления информации, касающейся городских проблем, позвонили 205 раз. Второе место занимают электронные письма, которых за тот же период было получено в количестве 40 штук, а на третьей позиции располагаются SMS – их всего было отправлено восемь штук.
Причем главными заботящими москвичей проблемами на тот момент были вопросы ЖКХ и благоустройства – в тематическом рейтинге обращений эти вопросы занимают 35% обращений – всего 89 (отметим, что эта тенденция сохранялась и сохраняется в списках наиболее важных проблемных вопросов москвичей). 34% обращений относилось к категории «Другое», а следом за ней располагалась транспортная тематика, которой было посвящено 41 обращение, или 16%. Замыкали рейтинг вопросы строительства и жилищных проблем.
Важной чертой функционирования центра является не только то, что он позволяет понять, какие вопросы больше всего тревожат москвичей, но и то, что в своих обращениях жители столицы зачастую предлагают собственные варианты решения проблем. Значительная часть из них при этом сводится к фразе «Принять меры по решению проблемы», однако попадались и интересные варианты, такие как «Распространить программу «Молодая семья», предоставляющую льготы для получения жилья и действующую на территории старой Москвы, на присоединенные территории» или «Не выпускать на линии старые грязные маршрутные такси».
Предыдущие исследования центра позволяли делать выводы и о характерах москвичей. Так, в 2012 году ЦМОМ провел социсследование на тему «Жители Москвы о перспективах развития столицы», целью которого было определение ожиданий горожан на два-три года вперед. Репрезентативный анализ показал, что улучшение ситуации москвичи ожидали в качестве услуг ЖКХ и состоянии дворовых территорий, а также в вопросах капитального ремонта, сноса и расселения ветхого жилья, поддержке социально уязвимых горожан, качестве и доступности дошкольного и школьного образований.
Традиционно скептически москвичи относились к развитию дорожно-транспортной системы и борьбе с пробками, состоянию межнациональных отношений и экологической ситуации. С другой стороны, несколько неожиданным на этом фоне кажется скепсис в отношении к развитию качества и доступности медицинских услуг. Однако в целом деятельность властей на тот момент горожане оценивали позитивно, ожидая изменений к лучшему уже в ближайшей перспективе, а саму политику московских властей по многим направлениям называя эффективной.