0
5189
Газета Москва Интернет-версия

21.07.2011 00:00:00

Большая Москва: Русский Сингапур с особыми достопримечательностями

Тэги: москва, архитектура


москва, архитектура Образцом для новой Москвы могут служить подмосковные города 40–50-х годов.
Фото РИА Новости

11 июля главы Москвы и Московской области Сергей Собянин и Борис Громов представили президенту Дмитрию Медведеву проект расширения Москвы на 144 тыс. га. Корреспонденты «НГ» Олеся ШМАГУН и Алексей ФИЛИППОВ поговорили об облике будущего города с ведущими архитекторами РФ: президентом Союза архитекторов, генеральным директором ГУП МНИИП «Моспроект-4», членом Совета при президенте по культуре и искусству Андреем БОКОВЫМ, руководителем архитектурного бюро «Проект «Меганом», автором «деревни будущего» Барвиха Luxury Village Юрием ГРИГОРЯНОМ, руководителем мастерской № 19 «Моспроект-2» им. М.В.Посохина, членом-корреспондентом Международной академии архитектуры Александром АСАДОВЫМ, президентом компании «Сергей Скуратов Architects», профессором Международной академии архитектуры Сергеем СКУРАТОВЫМ и главой архитектурного бюро «Остоженка», членом-корреспондентом РААСН, академиком Международной академии архитектуры Александром СКОКАНОМ.

– С чего начинается проектирование, жизнь нового города? Какая концептуальная идея, на ваш взгляд, может лечь в основу проектирования Большой Москвы?

А. Боков: С четкой постановки задач – определения целей и ценностей. Концепцию Новой Москвы я обозначил бы очень просто: город, удобный для жизни. А главное, что удобный город – это ресурс капитализации, иногда более выгодный, чем нефтяные ресурсы.

Ю. Григорян: Наилучшая концепция для новой территории – это не Москва, а все же Подмосковье. Спроектировать здания не выше 15 метров и сделать зеленый пояс Москвы – «Подмосковную Швейцарию», где люди живут в гармонии с природой.

А. Асадов: Важно создать самодостаточное, сбалансированное место, где люди живут и работают. Прежде чем предпринимать такие действия, нужно провести ряд социальных исследований, изучить структуру населения. Может оказаться, что из-за расширения города увеличится транспортный поток: люди, живущие в северной части города, будут ехать на работу на юг. Также трудно представить продолжение московских улиц, так как все отсечено МКАД. Возможно, продолжать экспансию – не лучший вариант. Лучше сделать малоэтажный пригород с домами в пять этажей – они будут не выше деревьев.

С. Скуратов: Город стоит увеличивать только в том случае, если это позволит решить все его проблемы. Но сначала эксперты должны подтвердить, что это необходимо.

А. Скокан: Настоящий новый город – это что-то достаточно самостоятельное, независимое и отдаленное от существующих городов. А в нашем случае – это даже не сателлит, а какой-то протуберанец, выброс старого города, вступившего в стадию, когда он не может решить свои проблемы, оставаясь в старых границах. Поэтому фактически – это экспансия Москвы в пригородную зону, где незастроенными остались поля между лесами, деревнями и дачными поселками. Это то, что так или иначе происходило всегда и на других направлениях вокруг Москвы, с той разницей, что теперь это будет происходить более осмысленно и менее хаотично, чем всегда. С этой точки зрения любая градостроительная концепция, если удастся ее придерживаться, лучше, чем ее отсутствие.

– Можно ли построить за МКАД город будущего? Теоретически? Практически?

А. Боков: Это реально. Я был поражен опытом Сингапура – там в каждой гостинице написано «это воду можно пить», при том что город построен на болоте. Сколько они вложили средств, я не знаю, но за 30 лет они из английской деревни превратили территорию в процветающий, фантастически благоустроенный город. Даже в Сингапуре смогли, а там никаких ресурсов – даже пресной воды не было, крайне низкий образовательный уровень, преступность, наркотики┘

С. Скуратов: Не знаю, это тесно связано с существующей Москвой. Нельзя построить отдельное государство, где условия приближены к идеальным, а все остальное оставить прежним.

Ю. Григорян: Надо заниматься существующими проблемами, а убегать от них за МКАД глупо. Город будущего – это Москва, которая у нас есть, и нужно делать ее лучше.

А. Асадов: Мы только будущее и строим, а нормального настоящего никогда не было. Давайте строить настоящее.

А. Скокан: Все, что мы построим через несколько лет, и будет «городом будущего». Все, что мы придумываем и проектируем сейчас, и есть будущее для нас и настоящее для наших потомков, которые будут жить в придуманном нами сейчас будущем. Практически.

– Для чего или для кого готовы вы построить здание в новом городе?

А. Скокан: Хорошо было бы сначала спроектировать правила, по которым будет застраиваться новый город, то есть придумать язык для этого города, а потом на этом языке рассказать про театр, больницу или что-то еще. А может быть, там будут разговаривать на всех известных языках сразу, этакая архитектурная полифония, как в нынешней Москве.

А. Боков: На новой территории надо разработать совершенно новый тип жилья, который подходит именно для российского человека. У американцев есть свой четкий тип – двухэтажный коттедж, у европейцев – свои традиции, а у нас до сих пор традиция не выработана. Типовые многоэтажки, которыми застраивается все, – один из самых неудобных видов жилья. Предполагаю, что надо строить дома для пенсионеров, для молодежи, для неполных семей – каждый со своими особенностями. Лично для меня любой вызов привлекателен. Мне важно не что, а для кого и как.

С. Скуратов: Архитектор всегда готов строить. В новом городе или старом – вызов всегда интересен.

А. Асадов: Любое здание – для людей. Архитектор готов строить, и мы знаем, что здание должно быть универсальным. Если оно красивое и универсальное, то оно живет. А некрасивые сносят, хотя бывают и исключения.

– Чем новый город может, а чем не должен быть похож на Москву (на какую из «Москв» он может и, наоборот, не должен быть похожим)?

С. Скуратов: Он не должен быть похож плотностью застройки, не должен быть многоэтажным, а лучше, чтобы там было больше зелени.

А. Асадов: Должна быть нормальная, разнообразная среда со своими достопримечательностями. Почему-то считают, что достопримечательности строились когда-то давно, а сейчас их уже не делают. И еще нужно сразу задуматься об озеленении. У нас сначала асфальтируют, потом решают сажать деревья – вскрывают улицу. А для этого достаточно взять небольшой объем земли, подвести воду – и деревья будут нормально расти.

– Какой из современных городов мира может быть взят «за основу»?

А. Скокан: Образцом могут служить многие подмосковные города, построенные в 40–50-е годы. Это либо научные городки, либо поселки, построенные при каких-либо производствах. Если не замечать их обветшалости, то это хорошие примеры уютной и гуманной городской среды.

С. Скуратов: Копенгаген. В этом городе очень последовательно решается комплекс проблем – экологических, политических и т.п.

А. Асадов: Ряд европейских столиц – Осло, Хельсинки, Стокгольм. Они делают большие градостроительные проекты с выходом на воду. Причем центр очень сильно урбанизируется – говорят, в Москве высокая плотность застройки, но такая, как там, нам даже и не снилась, потому что это удобно и позволяет сохранить много зелени. Остальная часть города – пригород в пять-шесть этажей.

Ю. Григорян: Швейцария целиком – важны распределение застроенных территорий и их связь с природой. Застраивать поля неэкологично.

– Какие здания, сейчас занятые в Москве госучреждениями, наиболее интересны для освоения? Чем, на ваш взгляд, можно занять Белый дом?

С. Скуратов: Мне не нравится эта идея, потому что на место уехавших чиновников приедет в два раза больше людей. Госучреждения будут заняты под офисы (с большей плотностью, чем сейчас), потому что перестраивать их в гостиницы – дорого. Увеличится нагрузка на парковочные места. Я бы эти здания просто сносил, а на их месте делал парки.

А. Боков: Замечательная идея, я вам благодарен за нее. С удовольствием приспособил бы какой-нибудь такой домик – Белый дом, или «Дом 100», где сейчас Госдума сидит, под гостиницу. Причем это будет гостиница с судьбой, с биографией.

А. Асадов: Наиболее интересный – Кремль, а дальше – как руки дойдут. Кремль – это готовый музей с идеальной пешеходной зоной.

А. Скокан: Многие из них были бы интересны как романтические руины. Белый дом уже пребывал в этом состоянии, хотя это было совсем не романтично.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1076
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1331
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1216
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1194

Другие новости