Компания News Outdoor бесплатно предоставила места для размещения информационных плакатов о пробках.
Фото с сайта www.probok.net
Для решения проблемы пробок зачастую не нужно вкладывать огромные средства и тратить долгие годы. Дорожная карта Москвы полна парадоксов – просто изменив режим работы светофора или построив один километр дороги, можно избавиться от серьезных заторов. Транспортная проблема настолько остро стоит для всех москвичей, что решать ее готовы и на общественных началах – Московский центр по борьбе с пробками подготовил доклад из 105 простых и дешевых предложений, реализовать которые чаще всего мешает только бюрократическая глупость или коррупция. На дорогах Москвы появились стенды с изображением самых очевидных дорожных «глупостей».
«Мы провели исследование дорожной сети Москвы и подготовили список из дорожных парадоксов, – сказал «НГ» директор центра Александр Шумский. – Примерно 30% из них решаются с грошовыми денежными затратами. Например, есть около десяти случаев, где половину дороги занимают трамвайные пути, которые уже сто лет не используются. На Дербеневской улице трамвайные пути разобраны до дороги и после дороги, а на дорожном полотне рельсы не убирают. Мы готовы сами взять лопаты и прийти туда, но нас же прогонит милиция».
Или 5-я Магистральная улица. Там сквозное движение невозможно из-за не снятых вовремя железнодорожных путей. Ранее они вели к складам военного завода, теперь на месте складов жилые дома. Ветка не используется десятки лет, но проезжая часть так и не освобождена от рельс. Результат – забиты другие, соседние улицы. В случае открытия данного участка появляется хорошая возможность серьезно пересмотреть всю схему движения на Хорошевском шоссе, разгрузив прилегающие дороги.
На решение еще 40% случаев необходимы денежные вложения, но также относительно небольшие – чтобы проложить, например, километр дороги. «Железная дорога Павелецкого направления разрезает Южный округ пополам. На протяжении более 10 км нет ни одного проезда или переезда. Абсолютно отрезаны друг от друга районы Бирюлево Западное и Восточное, Чертаново и Царицыно. При этом проезд под данной железной дорогой есть – это два существующих прокола возле 6-й Радиальной улицы, – отмечается в докладе. – В советское время они использовались для железнодорожной ветки кирпичного завода, который уже давно ушел в небытие. Сейчас это отличная возможность быстро и недорого организовать транспортное сообщение между отрезанными районами вместо единственного имеющегося на сегодняшний день проезда – через МКАД». Шумский рассказывает, что активисты движения разговаривали с московскими властями об этой возможности: «Но у властей своя позиция – надо делать качественно – построить там эстакаду. Но на возведение эстакады требуются 3–5 лет и большие деньги. А на строительство дороги – несколько месяцев и гораздо меньшие затраты».
Еще 15–20% дорожных проблем, описанных в докладе, можно решить за счет средств инвесторов. «Время предпринимателей стоит очень дорого, они это понимают и готовы вложиться в строительство дорог, чтобы не терять деньги, стоя в пробках. И только в нашей стране чиновники могут воспрепятствовать подобной доброй воле. Вдумайтесь, с предпринимателей требуют взятки за то, чтобы разрешить им на свои же деньги построить дорогу», – говорит Шумский.
Подобный случай описан в книге топ-менеджера ИКЕА «Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а Россия покоряла меня». Причем автор даже называет конкретные имена взяточников. Российские предприниматели на это пока не решаются. «У них нет желания обращаться в правоохранительные органы – себе дороже, бизнес отнимут, если не жизнь», – объясняет Шумский.
В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры «НГ» сказали, что с докладом, подготовленным общественной организацией, будут серьезно работать. «Мы очень благодарны Центру по борьбе с пробками за проделанную работу. Действительно, многие проблемы, отмеченные ими, не решались просто по глупости. Работу по многим из описанных направлений мы уже начали», – сказал представитель департамента.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин поддерживает начинания общественников. «Специалисты концентрируются на крупных транспортных магистралях – Садовое кольцо, МКАД, а тут нашлись люди, которые обследовали задворки. И эффект от этого может быть очень и очень неплохой», – считает эксперт. Он отметил, что такое исследование может появиться только в городе, где нет налаженной системы дорожного мониторинга: «Кажется, что сейчас власти намерены такую систему создавать».