Для того чтобы не совершить градостроительных ошибок на новой территории, нужно не принимать поспешных решений.
Фото РИА Новости
Москва в существующих границах станет лишь небольшой частью Москвы Будущей. На юге развернется грандиозная стройка – на 144 тыс. гектаров земли разместятся правительственные здания, жилье. Пока никто точно не знает, какие объекты появятся на этой земле. Градостроители радуются возможности построить новую столицу, но сожалеют о том, что решения принимаются без обсуждений с профессиональным сообществом. В спешке сложно будет избежать новых градостроительных ошибок. Во главе процесса должен стоять особый управленец, который может объединить усилия архитекторов, транспортников и других специалистов в области городского обустройства.
Для нового мэра и тысяч гектаров не жалко
Главы Москвы и Московской области выполнили задание президента Дмитрия Медведева точно в срок. Напомним, о необходимости расширения Москвы глава государства заявил в середине июня, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Свои предложения мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Борис Громов должны были подготовить до 10 июля. 11 июля на встрече с президентом Собянин и Громов представили проект, согласно которому Москве отойдет 144 тыс. гектаров подмосковной земли.
Громов так легко отказался от тысяч гектаров при том, что совсем недавно, когда мэром столицы был Юрий Лужков, руководства регионов не могли договориться даже о сотне гектаров.
Напомним, до недавнего времени между Москвой и Подмосковьем не утихали территориальные споры. 30 июня Собяниным и Громовым было подписано соглашение о границах, которые по факту формировались с 80-х годов, но были не до конца оформлены из-за сложных отношений руководства двух субъектов.
После обнуления былых территориальных споров область пошла на грандиозные уступки.
Новый участок, который область передает столице, расположен на южном направлении и ограничен Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. В Москву не войдут города, которые находятся на границе новой территории: Московский, Апрелевка, Щербинка, Подольск и Климовск.
Власти субъектов подбирали малозаселенные районы, чтобы было меньше проблем с получением прав на землю. Жителями Москвы по результатам присоединения станут 250 тыс. человек.
«Во всех муниципальных образованиях, которые присоединятся к столице, пройдут общественные слушания, – сказал «НГ» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. – Может быть, где-то пройдут референдумы, но в них будут принимать участие жители не всей Московской области, а только тех муниципалитетов, границы которых затронуты. Механизм отработан в период прошлых территориальных изменений».
Во главе обустройства должен стоять политик
Заместитель мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин заявил, что задача по освоению этих земель будет решена «на 100% за 20 лет», но для определения конкретных сроков необходимо будет менять Генплан Москвы. Собянин, встречаясь с главными редакторами российских СМИ, заявил, что в течение пяти лет за МКАД переедут органы власти, первыми в очереди стоят администрация президента и Белый дом.
Мэр отметил, что на новых территориях построят 60 млн. квадратов жилья и 45 млн. квадратов зданий общественно-делового назначения. Плотность застройки будет в два раза меньше, чем в Москве.
Глава архитектурного бюро «Остоженка» Александр Скокан отмечает, что все архитекторы будут рады такому объему работ, но для того, чтобы избежать градостроительных ошибок, проект надо тщательно прорабатывать. «Плохо, что профессиональное сообщество узнало о расширении Москвы из СМИ, с нами никто не советовался. Во Франции, например, дискуссия о том, как будет строиться «Большой Париж», ведется годы. Определяются цели и стратегии, только потом рисуются конкретные проекты. О «Большой Москве» пока ничего не известно, кроме того, что туда переедут чиновники». Скокан недеется, что план развития новых территорий будет обсуждаться с экспертами, причем не только с архитекторами, но и с транспортниками и социологами.
Во главе проекта, по мнению архитектора, должен стоять политик: «В том смысле, что это должен быть человек, который может собрать вокруг себя специалистов, выслушать мнения, человек, который может управлять человеческими усилиями».
Поля и леса в черте города
Территории, сейчас присоединяемые к Москве, до сих пор развивались как рекреационный центр – там много дач, зеленых зон. «Непонятно, как город будет осваивать эти леса, – сказал «НГ» заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский. – Думаю, что нигде в мире в город не включалось столько зеленых территорий. Северо-восточная, юго-восточная части Подмосковья более урбанизированы, их легче осваивать. А сейчас получается, что мы придем туда, где еще не успели нагадить, и дальше будем уничтожать зеленый пояс столицы». Баевский затруднился сказать, сколько времени может занять составление Генплана, потому что пока не ясно, что и где будут строить.
«В Финляндии, Норвегии есть много примеров городов, которые построены с минимальным ущербом для окружающей среды, – отмечает Скокан. – Другое дело, что плотность населения там другая, там население целой страны – как одна Москва».
До новой Москвы на метро и автобусах
Не менее важный и сложный вопрос транспортного сообщения. Уже известно, что внутри существующих границ Москвы будут сформированы три хордовых направления, проведена реконструкция МКАД с целью снижения транспортного потока через центр города. Также планируются реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД и реконструкция поперечных направлений в зоне 15–20 км от МКАД.
Метро будет продлено от станции «Юго-Западная» до «Тропарево» и «Румянцево» и от Южного Бутова до Коммунарки, новая ветка пройдет в Сколково.
Понятно, что на выполнение всех этих планов потребуются огромные деньги, но пока чиновники не дают даже приблизительных оценок. «В существующем бюджете средства на освоение новых территорий, конечно, не заложены, но средства найдутся, – сказал Семенников. – Будет активно привлекаться частный капитал, это уже происходит в Москве даже при строительстве дорог и метро, не говоря уже о зданиях».
Баевский отмечает, что главное – развитие общественного транспорта. По его оценке, пока на этой территории общественный транспорт развит очень слабо.
Проснуться богатым землевладельцем
От расширения Москвы выиграют те, кто владеет недвижимостью в присоединяемых территориях. «Решение о расширении границ увеличит аппетиты частных землевладельцев. Земельный рынок на юго-западном направлении может резко активизироваться – инвесторы совместно с местными чиновниками постараются выделить и оформить в собственность максимум земельных участков, пока они не оказались в пределах Москвы, где оборот земель более жесткий», – считают специалисты аналитического портала «ГдеЭтотДом.ру».
На розничном рынке стоимость одной сотки на этом направлении может достигать 20 тыс. долл. Сейчас звучат разные прогнозы о резком взлете цен на землю, вероятно, что цены поднимутся на 20–30%.