Не все готовы тратить время не решение коммунальных вопросов.
Фото PhotoXPress.ru
Вопрос злоупотреблений при проведении реформы ЖКХ не сходит с повестки дня. Госслужащие зачастую не хотят отдавать ведущую роль собственникам жилья, как это предусмотрено законами. Граждане же не проявляют инициативу – построить демократию в отдельно взятом доме оказалось так же непросто, как и в стране в целом. Недавно Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки к Жилищному кодексу (ЖК), все они касаются создания и функционирования ТСЖ. Эксперты, впрочем, считают, что изменения в законодательство существенно ничего не изменят. Омбудсмен Москвы Александр Музыкантский готовит большой доклад о проблемах ЖКХ, в котором изложит свои предложения по реформированию отрасли.
Как мертвому поправки
Поправки в ЖК, одобренные в третьем чтении Госдумой, значительно расширяют компетенцию жилкомиссий – органов исполнительной власти регионов, контролирующих использование и сохранение жилого фонда. Они наделяются правом проверять обоснованность создания ТСЖ, соответствие действующему законодательству их уставов, принятия решения о составе товарищества, избрания их руководящих органов. Сделано это для того, чтобы собственники не тратили много денег и времени на то, чтобы в суде оспаривать создание ТСЖ в своем доме.
Те же жилкомиссии будут проверять законность создания всех уже существующих ТСЖ – ее надо провести до 1 марта 2013 года, а также законность избрания управляющих компаний. В дальнейшем жилкомиссии будут осуществлять текущий контроль процесса создания новых товариществ.
Что касается уже созданных ТСЖ, объединяющих несколько многоквартирных домов, то в законопроекте значительно упрощается процедура выхода из их состава. Для решения о выходе одного или нескольких домов из такого ТСЖ достаточно воли собственников жилья в этом доме, а не всего «многодомного» ТСЖ, как это былоранее.
При создании ТСЖ теперь необходимо направлять в регистрирующие органы собственноручно подписанные жителями решения, а не просто протокол общего собрания. Также запрещается создавать ТСЖ застройщикам в строящемся здании.
Коррупция начинается с дома
Квартиры, общее имущество многоквартирного дома – все это стоит в совокупности миллионы. Миллионы же тратятся на то, чтобы поддержать это имущество в порядке. Реформа ЖКХ отдала право распоряжаться домом самим собственникам, для этого надо объединиться в товарищество собственников жилья, выбрать правление, написать устав. ТСЖ решает, какие работы нужно проводить в доме, ищет подрядчиков, которые будут эти работы выполнять.
Создание ТСЖ – дело хитрое. Это, может, только чуть проще, чем сделать из бюрократически управляемого государства демократическое. «Встречи членов нашего ТСЖ напоминают фильм Рязанова «Гараж», – сказал «НГ» бывший директор одного из первых созданных ТСЖ в Москве Валерий Гаврютин. – Основная проблема при организации ТСЖ в том, что люди вдруг узнают, что им нужно платить за бухгалтера, юриста, инженерных специалистов, чтобы содержать дом. То есть когда они платят определенную сумму государству, то не задумываются, на что идет их квартплата, все в порядке. При этом управляющие компании, назначенные государством, расходуют деньги неэффективно. За их деятельностью, по сути, никто не следит».
Отсутствие инициативы со стороны граждан позволяет создавать «липовые» ТСЖ. Вы можете даже не подозревать о том, что «проголосовали» на общем собрании за достойного работника местного ГУ ИС (государственное учреждение «Инженерная служба»). Именно эти чиновники, у которых есть данные на каждого жителя дома и даже образцы личных подписей, могут пойти на аферу.
У чиновников есть возможность привлечь к управлению домом «ручную» компанию, например, ДЕЗы – в прошлом государственный монополист на рынке этих услуг. Простой мониторинг управляющих компаний по Москве показывает, что подавляющая часть домов находится под присмотром как раз этих организаций.
«В бюджете были предусмотрены большие средства на создание ТСЖ, – отмечает член комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Галина Хованская. – Понятно, что получить их простому гражданину по заявлению в управе было сложнее, чем чиновнику, знающему в управе всех».
В частности, в 8-м микрорайоне Митино в одно ТСЖ записали 25 домов и около 50 тыс. собственников, что есть нарушение. Прокуратура выявила эти огрехи при его создании, но ТСЖ продолжает функционировать.
Ломать – не строить
«Поправки, внесенные в Жилищный кодекс, вряд ли сильно облегчат ликвидацию таких ТСЖ, – считает помощник московского омбудсмена, сопредседатель московской «Жилищной солидарности» Вячеслав Гуменюк. - Большая часть нарушений при создании ТСЖ в Москве происходит по вине местных чиновников, и довольно странно просить их же самих себя проконтролировать. Проблема ТСЖ – не в плохом законодательстве, – уверен Гуменюк. – Проблема в психологии людей, причем она одинакова и у тех, кто находится на госслужбе, и у других категорий граждан. Жители не решают свои проблемы сами в соответствии с установленными законом правами, а чиновники этим пользуются нередко в корыстных интересах».
Гуменюк говорит, что чуть ли не 90% ТСЖ, созданных в Москве, можно подозревать в липовости. «В столице в период 2008–2009 годов было создано около 6 тысяч товариществ, чуть более 120 из них сами управляют своим домом – и о них можно с большой долей уверенности говорить, что это настоящие ТСЖ. А вот все остальные – под вопросом. Слишком хорошо я знаю, с каким трудом собираются собственники на собрания и принимают решения», – сказал правозащитник. Гуменюк рассказал «НГ», что не смог создать ТСЖ даже в своем собственном районе. «Мы хотели объединить сразу 12 домов и построить общими силами автономную электростанцию. Это бы позволило нам снизить плату за электроэнергию почти в два раза, а тепловую энергию получать практически бесплатно, ведь существующие теплоэлектроцентрали малоэффективны и потери при передаче горячей воды на большое расстояние достигают до 40%. Мы потратили год на просветительскую работу с жителями, но параллельно с нами работали чиновники из управы. Они приходили на наши собрания, пытались запугать жителей, называли нас мошенниками. И это при том, что они должны помогать объединению собственников», – рассказал Гуменюк.
Мошенничество есть, а мошенников нет
Не так много ТСЖ было ликвидировано в судебном порядке. По информации помощника омбудсмена – около 400, глава Департамента ЖКХ Андрей Цыбин говорил и вовсе о сотне. Еще реже реальное наказание получают мошенники.
«Уголовную ответственность за незаконное создание ТСЖ пока никто не понес, хотя было возбуждено более 70 уголовных дел, – отмечает Гуменюк. – До последнего времени правоохранительные органы не замечали состава преступления».
Например, в том же Митине по запросу жителя из УВД по СЗАО города Москвы пришел такой ответ: сотрудник милиции пообщался с создателями сомнительного товарищества, которые сами и объяснили, что никаких нарушений не допускали. Согласно документу, самое очевидное действие – проверить подписи жителей под учредительными документами – произведено не было. Под результатами милицейской проверки стоят подписи врио начальника ОБЭП УВД по СЗАО, заместителя начальника УВД по СЗАО.
Только 29 человек после проверок прокуратуры понесли дисциплинарные наказания за создание липовых ТСЖ.
На ковер к мэру
Так как нарушений в сфере ЖКХ по Москве огромное количество, уполномоченный по правам человека готовит подробный доклад, который представит и в Мосгордуму, и лично мэру Москвы Сергею Собянину. «Он почти готов, там уже более 140 страниц, информации столько, что не все удается включить», – отмечает Гуменюк. Он также рассказал «НГ», что омбудсменом готовятся и предложения по улучшению ситуации. «Прежде всего сейчас за реформирование ЖКХ и создание ТСЖ отвечают около десяти разных ведомств – тут и управы, и префектуры, и ГУ ИС, и Департамент жилья, и Департамент ЖКХ, и еще много чиновников. Ответственность размазана. Было бы целесообразно создать отдельный департамент, отвечающий за развитие ЖКХ, и убрать из этой сферы всех местных чиновников из управ и ГУ ИС. Пора отделить городское хозяйство от психологии, от москвичей, от их собственности», – уверен Гуменюк. Подчиняться такой департамент может лично мэру Собянину. Правозащитники также считают необходимым дать публичную оценку тому, что произошло с реформой ЖКХ. «Нужно, чтобы на самом высоком уровне было отмечено, что территориальными органами власти были допущены массовые серьезные нарушения закона, описать, в чем они состоят, принять и кадровые решения».
Столичные чиновники, отвечающие за реформу ЖКХ, продолжают занимать свои места.