Пока экспертам непонятно, к чему приведут перестановки на Тверской, 13.
Фото PhotoXPress.ru
Облик московского правительства изменился в последние три месяца. Однако эксперты уверены, что огромное количество новых имен среди руководства города не слишком изменило структуру управления, но, возможно, сделает решения чиновников более прозрачными. При этом остающееся сложное строение управления в городе мешает эффективной работе.
С момента назначения столичным градоначальником Сергея Собянина прошло уже более трех месяцев, за это время прошло огромное количество кадровых перестановок. Московских чиновников первого порядка поменяли довольно быстро, потом взялись за департаменты и префектуры, часть руководителей в управах получили на руки трудовые книжки за плохую чистку снега и по возрасту. С вновь пришедшими в большинстве случаев заключаются договора на пять лет или даже на меньшие сроки.
Кто-то из старожилов остался, те, которые, как уверяют эксперты, должны поддерживать стабильность, пока вся остальная структура перестраивается. Новых имен довольно много, были созданы новые департаменты.
Как объяснил корреспонденту «НГ» политолог Михаил Виноградов, пока в столичном правительстве только вырабатываются стратегические политические решения, и непонятно, какими могут быть перемены. Эксперт полагает, что многоходовые перестановки маскируют отложенность этих решений. «Пока это отложенные решения: оставить префектуры в прежнем виде или выбрать другую структуру. Кроме того, есть большое число проблем хозяйственных, которые нужно решать, и пока этого не происходит, принимается немножечко андроповский стиль кадровых решений», – отмечает он. По мнению Виноградова, префектуры хорошо реагируют на политические сигналы, но они сегодня несколько противоречивы и не всегда целостны. «Структуру стоит менять, если появятся какие-то другие задачи, которые в данном виде управление не может решить. Сейчас важнее не структурные решения, а решения политические», – сказал специалист.
Ведущий эксперт направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города» Роман Попов объяснил корреспонденту «НГ», что нынешние перемены в структуре московского правительства лишь часть возможных изменений. Он отметил, что Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения, и их структура управления сильно отличается от всех российских городов, она функционирует не по принципам, установленным для остальных муниципальных образований. «Муниципальные образования, которые находятся в мегаполисе (так называемые внутригородские) – это тоже особая категория, они не попадают в категории поселений, муниципальных районов и городских округов. Их статус определяется законодательством города федерального значения. В двух столицах разная пирамида организации власти и разный набор функций у муниципальных образований. В Москве эта система очень сложная и запутанная. В городе есть три этажа государственной власти. Общемосковская администрация, этажом ниже – округа, и далее округа делятся на районы, причем в каждом районе есть и органы местного самоуправления, и орган государственной власти (управа)», – объяснил Попов.
Кроме сложной структуры управления есть еще проблема, связанная с полномочиями. Набор вопросов, которые могут решать муниципалитеты, очень невелик. Но даже эти узкие полномочия чрезвычайно сложно осуществить, потому что у данных структур крайне мало ресурсов, с которыми они могут работать. «Получается, что местного самоуправления как реальной силы в Москве нет», – заключил эксперт.
Есть и другие проблемы столичного управления – в частности, общая непрозрачность принятия решений. «Столица отходила от многих федеральных норм в своих решениях (в частности, в сфере градорегулирования) и сейчас возвращается в правовое поле», – отметил Попов.
«Это только структурные проблемы, а есть еще ряд индивидуальных, присущих Москве как столице сверхцентрализованного государства. Например, в городе очень сложно разграничить земли: какие принадлежат субъекту Федерации, какие федеральному Центру, какие муниципалитетам. Потому что все они очень переплетены между собой – такова специфика столицы. Тут есть и проблема московской агломерации, которая по факту существует, но при этом административно – это два субъекта, Москва и Московская область. Возможно, их не нужно просто объединять, но необходимо решить ряд вопросов за счет укрепления горизонтальных связей. Но это проблемы иного порядка, и тут нужна небанальная система решений. Эта тема актуальна для большинства крупных городов», – заключил специалист.
Попов отметил, что нет смысла перекраивать районы и округа, важнее обратить внимание на распределение полномочий. «Есть опыт зарубежных городов, где достигнут баланс между самоуправлением на местах и вопросами, которые решаются общегородскими властями, в частности стратегическое развитие, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасности, – объясняет он. – Москва очень сильно централизована, как и вся страна. Слишком многое решается на уровне мэрии. А увеличение самостоятельности московских районов могло бы сыграть положительную роль для мегаполиса – хотя, разумеется, у этой самостоятельности есть предел, вызванный спецификой города как целостного организма. Для нашего общества слишком привычно решать вопросы по вертикали, хотя часто эффективно поступить иначе. Например, Громов мог бы договориться с Собяниным, не привлекая Медведева, то же касается руководителей муниципалитетов граничащих друг с другом районов. Вся система управления заточена под вертикаль. Эта система сама себя воспроизводит, потому что всех устраивает».
Но первоочередная задача все же – решение вопросов, оставшихся от прежней власти. «Пока перестановки в правительстве кардинальными назвать нельзя, больше речь идет о смене персоналий. И только практика может показать, насколько это будет эффективным. Пока смена команды идет плавно и даже многие ключевые фигуры остаются, что разумно для переходного периода», – сказал Попов. Кроме того, эксперт уточнил, что практически невозможно воспроизвести в Москве эффективно действующую структуру управления в каком-либо другом мегаполисе мира, потому что «каждый большой город уникален, модель управления им складывалась на протяжении долгого времени, и различий между городами часто больше, чем сходств».
Развитие в деталях
Сергей Собянин ответил на вопросы журналистов «Эха Москвы». Интервью длилось почти два часа, вопросы Собянину задавали главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и 14 корреспондентов радиостанции. Глава Центра политической информации Алексей Мухин считает, что Собянин пытается преодолеть свой страх перед прессой и что он совершил серьезный психологический прорыв. «Собянин еще в бытность губернатором Тюменской области был известен сложными отношениями со СМИ. Когда Собянин занял пост мэра Москвы, стало понятно, что публичности не избежать, и он преодолевает себя – учится публичности», – сказал Мухин «НГ». Градоначальник в основном подтвердил свои прежние позиции, но высказал и новые взгляды на дальнейшеее развитие Москвы.
.Объединение Москвы и Московской области пока не нужно, а нужно интегрировать деятельность органов исполнительной власти двух субъектов.
.Будет построен паркинг под Триумфальной площадью, а после окончания строительных работ там будут разрешать проводить митинги.
.Новая команда столичного правительства формируется на основании профессиональных качеств чиновников.
.События на Манежной площади в конце 2010 года были не политической акцией, а хулиганством подростков и теми, кто за ними стоит.
.Среди горожан возрос уровень экстремизма.
.Будет развиваться наземный и подземный общественный транспорт, нужно развивать систему метрополитена.
.Со временем в общественном наземном транспорте Москвы будут ликвидированы турникеты.
.Строительство Четвертого транспортного кольца является неэффективным проектом.
.Штрафы за неправильную парковку в Москве должны быть увеличены, следует изменить систему наложения штрафов. Их необходимо налагать с помощью фотофиксации и отправки нарушителям по почте соответствующих документов.
.Центральная часть столицы должна быть законсервирована в строительном плане, на высвобождающихся территориях в центре города возможно возведение рекреационных или спортивных объектов.
.Необходимо массово развивать аренду жилья и строить доходные дома.
.Снос старых пятиэтажек в Москве будет завершен до 2014 года.
.В Москве не менее 1,5 тыс. брошенных зданий и объектов.
.Пока трудно назвать сроки строительства новой мечети в городе.
.Планируется поднимать зарплаты учителям и врачам. Социальные гарантии москвичам будут сохранены полностью.
.Около 1,5 млн. серьезно больных нелегальных мигрантов ежегодно получают помощь в московских больницах, не имея страховки.
.В очереди в детские сады Москвы – 10 тыс. детей.
.Памятник Петру I работы Зураба Церетели пока останется на месте.
.Москве не нужны гей-парады.