В столице много зданий, которые нуждаются в охране.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
На московских памятниках не скажется упразднение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культуры (Росохранкультура). В столице достаточно сильная региональная служба – Москомнаследие. Правда, изменения в законодательстве, которые теперь могут произойти в области охраны памятников культуры, конечно, затронут все города России.
Росохранкультура была ликвидирована указом президента от 3 февраля. Ее функции были переданы Министерству культуры. Ликвидация ведомства обсуждалась с июля прошлого года, когда министр культуры Александр Авдеев рассказал о планах слияния министерства и федеральной службы и получил поддержку премьер-министра Владимира Путина. В декабре прошлого года Авдеев сообщил, что реформа находится в финальной стадии – документ завизирован всеми ведомствами и ждет подписи президента Дмитрия Медведева.
Координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов отметил, что очень многие функции по защите памятников культуры лежат именно на региональных органах, а Росохранкультура занимается только памятниками, которые входят в список ЮНЕСКО, и теми, которые находятся в ведении Управления делами президента. «В Москве в отличие от Петербурга такие памятники пока не падают, поэтому фронт работы для федерального защитника небольшой», – отметил Михайлов.
Чуть раньше, в ноябре, глава Росохранкультуры Александр Кибовский покинул свой пост и возглавил московский орган охраны культуры – Москомнаследие.
Тем не менее все эксперты соглашаются в одном: в России нужен федеральный орган, осуществляющий контроль за сохранением памятников культуры. Глава комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев уверен, что этот орган должен быть независимым. «Охрана объектов культурного наследия должна проводиться независимым органом – это более эффективно. Мы будем внимательно следить за тем, как Министерство культуры справляется с новыми обязанностями, и, если будут сложности, постараемся вмешаться», – заверил парламентарий.
Председатель центрального совета «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Галина Маланичева отметила в разговоре с «НГ», что для Министерства культуры функции охраны памятников не являются приоритетными. «У них очень много дел, и смогут ли они качественно выполнять новые обязанности – большой вопрос». Маланичева отметила, что Росохранкультура проделала большую нормативную работу – и в этом главная их заслуга. В 2002 году был принят важный Федеральный закон «Об охране культурного наследия». Но тогда все критиковали его, потому что реальных механизмов по его реализации не было предусмотрено. Росохранкультура создала правовой механизм выполнения закона – то есть подготовила необходимые подзаконные акты.
Добавим, что сейчас ждут второго чтения в Госдуме поправки к этому закону. И некоторые из них очень настораживают специалистов в области защиты культурного наследия. Например, снижение уровня принятия решения об исключении памятника из Государственного реестра – раньше такие решения принимало правительство, теперь предлагается отдать полномочия Министерству культуры. Росохранкультура до сих пор активно боролась против принятия этой поправки, а Министерство культуры своей позиции не высказывало.
Непонятно, останется ли среди госорганов ведомство, которое продолжит заниматься этим вопросом. Но, как сообщил Ивлиев «НГ», работа комитета по подготовке законопроекта ко второму чтению закончена. Текст прорабатывался с привлечением широкого круга специалистов, но неоднозначная поправка в нем осталась. Ивлиев объясняет это тем, что даже на уровне правительства решения принимались по рекомендациям министерства. «Не было такого случая, чтобы правительство в этом вопросе противоречило позиции министра культуры», – добавил он.
Но «Архнадзор» с Ивлиевым не согласен. «Для того чтобы успешно противостоять коррупционному давлению со стороны недвижимости, необходима процедура, оснащенная серьезными «степенями защиты», которые сейчас предлагается очень существенно ослабить, – считают москвоведы. – Принятие любого акта правительства РФ сопровождается достаточно сложным процессом согласования, который сам по себе является фильтром и защитой от возможных ошибок и лоббирования. Между тем на уровне федерального органа охраны объектов культурного наследия порядок принятия таких решений никак не прописан, не обеспечен подзаконными актами. Это заставляет опасаться того, что снятие памятников с охраны будет осуществляться простым приказом руководителя ведомства. Таким образом, открывается возможность для превращения федерального органа в ничем не защищенную площадку для лоббирования и коррупции», – считают в «Архнадзоре».