Дмитрий Гаев покидает метро.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера у Московского метрополитена сменился руководитель. Место Дмитрия Гаева, руководившего столичной подземкой 16 лет, занял начальник Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Иван Беседин. Эксперты «НГ» усматривают в этой кадровой перестановке политический аспект. Они считают, что нынешнее назначение укладывается в тенденцию последних месяцев – замену лужковских чиновников представителями федерального Центра. При этом, подчеркивают некоторые собеседники «НГ», плохо, что граждане по-прежнему отстранены от решения столичных проблем.
С Иваном Бесединым заключен трудовой контракт на пять лет. Напомним, Дмитрий Гаев возглавлял подземку с 1995 года. Кресло под ним сильно пошатнулось после того, как Счетная палата в конце прошлого года инициировала проверку ГУП «Московский метрополитен». По данным СП, изучившей деятельность мэрии Москвы с 2008 по 2010 год, больше всего нарушений оказалось в столичном транспортном комплексе. Общая сумма нарушений составила 215 млрд. руб.
Результаты проверки переданы в Генпрокуратуру. Там установили, что Гаев за последние 10 лет незаконно получил доход в 112 млн. руб. Был зафиксирован корыстный интерес Гаева и других руководителей метрополитена. Гаев отвергал обвинения. В пресс-службе Московского метрополитена корреспонденту «НГ» дали понять, что для них уход руководителя не стал неожиданностью, но коллизию комментировать отказались, сославшись на то, что решение принималось в мэрии.
В столице идет замена фигур во власти, поясняет ситуацию «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Новые люди приходят на места тех, кто занимал ключевые посты при Юрии Лужкове». Эксперт видит в происходящем тенденцию, напоминая, что некоторое время назад первый зам Лужкова Юрий Росляк, одно время державшийся в должности заместителя Собянина по экономике, перешел в Совет Федерации: «А ведь его бывшая должность – это и продажа Банка Москвы, и продажа «Внуково»...»
Как только пришел Собянин, указывает Макаркин, был отправлен в отставку руководитель Департамента здравоохранения: «На это место пришел его заместитель, которого сняли месяца через два. И вместо него назначили тоже человека со стороны, который руководил Европейским медицинским центром, профессора, доктора наук. Теперь дошли до метрополитена».
Москвичи регулярно жалуются на несоответствие высоких цен на билеты качеству обслуживания в метро. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото) |
При этом возглавил метрополитен, подчеркивает Макаркин, не просто человек со стороны, но человек, который вообще не работал в метрополитеновской системе. Беседин трудился в РЖД, он имеет огромный опыт. В свое время был даже заместителем министра при Фадееве. Потом при Аксененко его сильно понизили. Потом он снова стал подниматься.
Председатель правления Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс отмечает, что отставки чиновников в Москве – не главное: «Пока мы не подойдем к вопросу хотя бы частичного вовлечения в решение проблем гражданского общества, предпринимательского сообщества и москвичей в целом, пока не решим вопроса самоуправления, жизнь столицы не изменится». Эксперт отказывается понимать, «почему мы не выбираем хотя бы префектов»: «Население Москвы – почти 15 миллионов, вместе с визитерами – это две Греции. А мы не можем выбрать даже районного начальника. Он назначается». «Ну хорошо, – говорит эксперт, – придет новый, более эффективный человек, как это уже произошло на уровне заместителей Собянина. Пока не произойдет более глубокого вовлечения населения в самоуправление и управление городом, все это является вторичным».
Из биографии Ивана Беседина
Иван Беседин родился 13 февраля 1954 года. В 1976-м окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Кандидат технических наук. С 1993 по 1995 год занимал пост замминистра, в 1995–1999-м – первого замминистра путей сообщения. В 1999–2000 годах был первым замначальника Московской железной дороги. В 2003–2006 годах. Беседин был директором ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта». В 2006-м возглавил Калининградскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД».