После теракта бдительность проверяющих резко возросла.
Фото Reuters
Отсутствие стандартов безопасности и невнимательность граждан дают возможность террористам реализовывать свои планы, приводящие к трагедиям, считают эксперты. Для повышения бдительности спецслужб и обычных горожан специалисты рекомендуют ввести систему цветовых уровней безопасности, подобную американской.
Сейчас, после трагедии в аэропорту «Домодедово», службы безопасности с усиленным вниманием вглядываются в пассажиров, входящих в здание аэровокзала. Рассказывают, что перед событием рамки металлоискателей на вход были отключены, специалисты называют это кто случайностью, кто халатностью, разводят руками. Однако как пассажир корреспондент «НГ» довольно давно наблюдает ситуацию, складывающуюся на входе. Около семи лет назад в другом московском аэропорту – «Шереметьево-2» – пришлось столкнуться с препятствиями на входе, которые сначала удивили, но при этом создали некую атмосферу безопасности. Охранник попросил пройти через рамку и просветил сумку. Так он делал каждый раз с каждым вошедшим, даже если человек выходил покурить на улицу.
В аэропорту «Домодедово» ситуация развивалась следующим образом. Сначала всех без исключения входящих проверяли, просвечивали багаж так же, как и в «Шереметьево», но досмотр стал довольно неординарным зрелищем. Входящие делились на тех, кого проверяют, и на тех, кого не проверяют, причем по добровольному признаку. Пассажир входил, видел рамку и честно ставил вещи на движущуюся ленту, а сам проходил через рамку, охранник довольно равнодушно взирал на происходящее. Следующий входил не через рамку, а обходил ее рядом и так же получал или не получал равнодушный взгляд блюстителя безопасности. В последнее время приходилось видеть совсем отключенные металлоискатели. Поэтому сообщение о совпадении отключенных рамок и входа в здание террористов совсем не удивило. Оттого что они были бы включены, совсем необязательно людей бы сканировали. Эксперты объясняют такое поведение служб обычным полаганием на авось.
Руководитель Центра правовой психологической помощи Михаил Виноградов говорит, что население привыкло невнимательно относиться к действительности и скорее всего так продолжит, но среди работников безопасности этого допускать нельзя. «Мы всей страной живем на авось, по принципу «получится или не получится» сделать что-то. Сейчас это просчет служб безопасности аэропорта. Службы безопасности надо воспитывать», – сказал эксперт.
Бывший руководитель Научно-исследовательского испытательного института железнодорожных войск, генерал-майор запаса Виктор Поплавский в разговоре с корреспондентом «НГ» отметил, что необходимо организовать пункты проверки на входе и четко следовать правилам, иначе вычислить злоумышленников просто невозможно. «Мы расслабились. Сейчас, видимо, нужно делать второй терминал, где бы проверяли всех перед входом в основное здание. Без этого безопасность не обеспечить. Сейчас ищут виноватых, и кто-то ими окажется, но тут главное в том, что не существует системного подхода к организации безопасности. Она должна быть единая и постоянно действующая, а не возникающая в случае беды», – отмечает генерал. По его мнению, стандарты должны определить и зафиксировать в Министерстве транспорта. Однако стоит отметить, что, несмотря на приведение в пример опыта западных аэропортов, далеко не везде пассажир будет проверен на входе, в частности, в маленьком аэропорту Страсбурга и в огромном Амстердама никаких рамок проверки встретить не пришлось. Однако пришлось быть свидетелем антитеррористической операции на вокзале Страсбурга, когда полицейские стали постепенно вытеснять людей из здания, очень вежливо и настойчиво. Как объяснили знакомые французы, такую картину приходится встречать довольно часто в разных городах и на разных транспортных объектах.
Что касается стандартов, то их лучше всего разработали и применяют израильские полицейские. «У нас в полиции есть управление охраны, и это не аналог вашего отдела вневедомственной безопасности. Мы занимаемся контролем и лицензированием частных охранных предприятий, которые потом уже занимаются охраной, – рассказал «НГ» официальный представитель полиции Израиля, главный инспектор Алекс Кагальский. – Для лицензирования есть четкие правила и стандарты, что люди должны знать и уметь, и эти люди потом работают в общественных местах. Исключением как раз являются аэропорты: там есть полиция, но она не охраняет, а только выполняет свои привычные функции. Там работает также служба безопасности аэропорта. Есть несколько контуров проверки: первый – куда въезжает машина и автобус, их проверяют, потом на входе в сам терминал. Есть системы внешнего наблюдения». Он объяснил, что учиться специалистам антитеррористических групп приходится чуть ли не ежеденевно, остальные полицейские также проходят специальные курсы переподготовки.
Израильские эксперты говорят, что безопасность начинается далеко и задолго до аэропорта и железнодорожного вокзала, сюда входит работа разведки и анализ данных.
А для того, чтобы люди не расслаблялись и всегда были бдительны, заместитель директора Института судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе предлагает у нас ввести систему опасности по цветам, которая существует в США. И при объявлении того или иного уровня опасности вся инфраструктура начинает жить по особым правилам, а население становится осторожнее.