Появилась вероятность воскрешения интерьера старого «Детского мира».
Фото автора
Крытые торговые галереи всегда были волшебной страной для настоящих горожан, которые умеют чувствовать свой город. Доказательства легко можно отыскать и у Золя, и у Кортасара, и у Шмелева. Дело даже не в продающихся в этих галереях товарах, а в особой атмосфере. Я не знаю, где можно добыть больше новогоднего настроения, чем в Больших магазинах, – среди гирлянд, грамотно освещенных витрин и счастливых людей, охваченных новогодней лихорадкой.
Столица Больших магазинов – естественно, Париж. В начале XIX века целые кварталы лавок, лавочек и магазинчиков были поглощены огромными строениями в стиле ар-нуво. Такой естественный процесс глобализации был крайне неприятен парижанам. Потом, правда, они оценили уникальные интерьеры, высокий стеклянный купол галереи Лафайетт, смотровую площадку, выходящую прямо на многоуровневую крышу Оперы Гарнье с Призраком оперы, многоэтажный торговый зал┘ Все это осталось и сейчас, кстати. Конечно, на месте никто не стоит и стоять не должен, но стиль все-таки не должен быть подвластен времени. Мода – одно, а стиль – совсем другое.
Первый магазин такого плана назывался Le Bon Marche (Хороший рынок) и стал первым магазином в Париже, где использовали ценники. Новаторство было во всем, например, интерьер проектировал тот самый Эйфель. Printemps и Galeries Lafayette были построены чуть позже – в 1881 и 1910 годах – и сразу стали совершенно сумасшедшими храмами торговли, полными магазинчиков и магазинов, разросшимися, кажется, не на четыре привычных, а на пять измерений. Обязателен уникальный интерьер, атриум, купол или перекрытие-фонарь на крыше, кафе, своя униформа у всех служащих магазина, единый стиль в оформлении, лестницы, переходы, эскалаторы, укромные уголки, закоулки, подвалы, старинные мрамор и гранит, какой-то особенный воздух┘ Большой магазин – это всегда четко организованное пространство, продуманное до мелочей. Никто не сможет четко определить, чем же прекрасны эти магазины – они просто есть, и они – часть города.
В Москве подобный феномен появился в 1893 году, когда были открыты Верхние торговые ряды, ставшие впоследствии государственным универсальным магазином, привычным всем ГУМом. Стили у ГУМа и Больших магазинов Парижа несколько разные, но дух один и тот же. Раньше Большие магазины требовали особого отношения к покупкам. Сложно представить, но когда-то на рынке не доминировали крупные торговые сети, позволяющие покупать одни и те же вещи по всему континенту, и за покупкой люди ехали, собираясь, долго прицениваясь и выбирая, пока не появлялась возможность воссоединиться с желанной вещью. Общество потребления, говорите? В эпоху Больших магазинов это было не потребление, не стремление все время покупать что-то новое, просто потому что нельзя остановиться, это было священнодействие, стремление к идеалу. Никакой мегамолл не назовешь храмом торговли.
А каким священнодействием была поездка в «Детский мир»! Это же тоже самый настоящий Большой магазин! Открыт он был позже прочих московских больших магазинов – ГУМа, ЦУМа и «Петровского пассажа» – в 1947 году, но стилистику выдержали четко. Место исполнения детских желаний было культовым и последние годы. Еще четыре года назад туда можно было зайти просто так, например если плохое настроение, и бродить среди отделов с ненужными прямо сейчас, но такими милыми канцтоварами, уникальными игрушками, смотреть на карусель и есть мороженое.
Сейчас особо тонко чувствующим фанатам Больших магазинов уже не сходить в «Детский мир» покушать мороженого, 30 июня 2008 года многие из них сходили попрощаться с любимым зданием. Уже тогда ассортимент всех отделов напоминал самые тяжелые годы перестройки – расставленными рядами длиной в километр одни и те же товары, оставшиеся игрушки распродавали с огромными скидками, кое-где уже демонтировали элементы декора.
Обещали вернуть московский Большой магазин в 2011 году, потом срок продлили до 2013 года. Правда, этого открытия ждут с опасением: получившееся в результате реконструкции здание станет банальным мегамоллом с ресторанным двориком для сетевых предприятий общепита и трехзальным кинотеатром. И это событие говорит нам, что все, эпоха Больших магазинов прошла, они мутировали в мегамоллы, расползлись из сердца города по окраинам и перестали что-то значить, кроме простой цепочки «деньги–товар–ресторанный дворик».
А ведь когда-то эта культура была, она добавляла волшебства и мистики городскому пространству, и люди хотели не все подряд, а концентрировались на своих желаниях. Правда, концентрация на конкретном желании и активные действия помогли, кажется, отстоять «Детский мир»: на этой неделе заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин в письме главе фракции «Справедливая Россия» Николаю Левичеву, сообщил, что вопрос о дальнейшей реализации проекта реконструкции будет рассмотрен на заседании Градостроительно-земельной комиссии. Что из этого выйдет – пока непонятно, но надежда на возвращение одного из легендарных Больших магазинов появилась.
Символическое возвращение в детство
Наталья Душкина, эксперт Международного совета по охране памятников, профессор Московского архитектурного института: «В Москве несколько исторических магазинов: ГУМ, «Петровский пассаж», в меньшей степени – ЦУМ. Если бы ЦУМ обладал своими изначальными интерьерами, то этот магазин экстра-класса был бы просто уникальным. Об этом говорит опыт многих столиц мира, где сохранили исторические магазины. На память приходят магазины в Лондоне и Париже и два универмага сети Macy’s в Чикаго и Нью-Йорке, где сохранены абсолютно все детали. И это марка, это фирменный знак этой сети магазинов. К тому же часть прибыли магазинов идет на реставрацию. В рамках этой схемы отлично существовал бы и «Детский мир» – самый крупный универмаг в Европе в послевоенные годы. Это был гуманистический символ, возвращение в детство после военных лет. Если бы модернизация этого уникального здания была проведена тактично и знаменитый двусветный атриум, ассоциирующийся с самой идеей детства, был корректно приспособлен к современному использованию, такие действия были бы оправданны. При уничтожении исторических интерьеров ресурсы памятника – в том числе и экономические – ослабляются, поэтому нельзя допускать, чтобы «Детский мир» превратился в гипермаркет, втиснутый в оболочку памятника. Современные мегамоллы – это функциональная упаковка для торговли, а для такого города, как Москва, важны облик и история, а не только рыночный подход. Сейчас появилась надежда, что наконец-то голос экспертного сообщества будет услышан и удастся изменить объект охраны, пересмотреть проект модернизации и оценить разрушения, причиненные зданию».