Одна из конечных станций метро «Выхино», где трудно сесть в метро, если оставить машину на парковке.
Фото Вадима Нишакова
В столичной мэрии на этой неделе разработали план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города и вывесили его на официальном cайте правительства Москвы. Он состоит из нескольких частей, включает в себя предложению по изменению тактики строительства дорог, функционированию парковок, управления движением и предполагает ужесточение наказания за невыполнение предписаний городских властей. Эксперты утверждают, что идеи чиновников – здравые, но очень наивные.
Чиновники пришли к выводу: необходимо развивать дорожно-транспортную сеть и строительство хордовых связей районов. Также планируются проектирование и строительство магистралей для реверсивного движения. Должны появиться и дорожные мосты. В документе также сказано, что Москва займется реконструкцией федеральных дорог на участках от МКАД до Малого Московского кольца, с полной реконструкцией последнего. При этом сократится количество уличных пешеходных переходов, чтобы уменьшить число светофоров.
Что касается уже имеющихся полос движения, то они будут увеличены за счет обочин и за счет уменьшения ширины полосы движения для легкового автотранспорта до 2,75 м (крайняя левая полоса движения). Обещают подумать и о строительстве новых (многоуровневых) высокоскоростных магистралей. Для общественного транспорта обещают построить заездные карманы. А вот количество съездов и выездов на значимые автомагистрали сократится.
На парковки в Москве мэр Сергей Собянин обратил внимание с самого начала разработки проблемы пробок и даже сказал, что это – наиболее важный аспект решения транспортной проблемы. И поэтому парковкам в документе уделено особое место. В частности, планируются обустройство и строительство парковок для уже существующих объектов инфраструктуры, развитие сети многоярусных паркингов в жилых районах.
Чтобы пересаживать жителей Подмосковья с личных авто на общественный транспорт, предлагается обустройство перехватывающих парковок в районе конечных станций метрополитена и узловых станций наземного общественного транспорта, в том числе за пределами городской черты, а также отстойных площадок и грузовых терминалов на подходах к МКАД и Малому Московскому кольцу.
Снова всплыла идея использования железной дороги в пределах столицы.
Для соблюдения задуманного предполагается повысить штрафы за остановку и стоянку, выезд на полосы, предназначенные для движения маршрутных транспортных средств, и т.д. И создать специальную контролирующую структуру – «парковочную милицию».
В предложениях есть запрет органам власти субъектов РФ разрешать строительство в придорожной полосе крупных торговых центров, складских объектов, накопителей, терминалов, рынков, торговых центров в пределах большого бетонного кольца Московской области, а самострой – снести.
Склады переведут на ночной режим работы, логистические центры выведут из Москвы. Также временно ограничат въезд грузового автотранспорта в Московский регион (что имеется в виду под понятием «Московский регион»: город или область, или то и другое, или город с некоторым количеством пригородов, не уточняется. – «НГ») с 07.00 до 22.00 в рабочие дни и круглосуточно в выходные и праздничные дни. Для этого органам власти Московской области необходимо обеспечить места стоянок грузового транспорта. А таможенным органам в перспективе исключить таможенное оформление в Москве. Также будут введены меры по ограничению транспорта в пределах МКАД, 3-го и Садового колец. Увеличен парк автомашин-эвакуаторов, в том числе для перемещения большегрузного транспорта.
Что касается наземного транспорта, то тут тоже есть масса идей. В частности, на наиболее загруженных участках маршрутные такси заменить на средства большей вместимости. Даже интересно, каким образом в основном частные предприятия удастся принудить к покупке другого подвижного состава. Вместе с тем для наземного транспорта будут выделены дополнительные полосы. И самый неожиданный пункт – ликвидация троллейбусов с центральных улиц.
Как объяснил «НГ» ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Александр Стрельников, данные предложения сложно оценивать, потому что они очень наивные и непродуманные. «Нужно собирать хорошую команду профессионалов, потому что предложенное – это любительство. Например, сужение полос, можно и нанополосы применять, но смысла нет, просто будут чаще происходить аварии, – объясняет эксперт. – Считаю принципиально важным вопрос с парковками: тут безусловно нужно наводить порядок. Но власть может не осознавать последствия своих действий. Потому что, например, если удастся исключить парковки в центре города, то вынуждены будут уйти офисы, которые не имеют своих парковочных площадей, которые захватили улицы и вытеснили общественный транспорт. Если офисы уйдут, то центр разгрузится, кольца начнут работать. Центр должны занять частные гостиницы, как во всех исторических городах. Это хорошее решение, но его нужно последовательно соблюдать, начиная с Мосгордумы, которая тоже заняла часть улицы своими автомобилями».
Стрельников отмечает, что вывести троллейбусы из центра – удобное решение для ГИБДД, но обычным пассажирам это создаст трудности. Потому что расстояния между станциями метро довольно большие. «То, что сам мэр инспектирует парковки, это только эмоции. Пристальное внимание к транспорту – это импульсивная реакция, потому что он на виду, но проблема неглубоко понята. Потому что на самом деле это проблема всей инфраструктуры. Хорошо бы действительно начались переговоры с областью хотя бы о совместном планировании инфраструктуры. Сейчас у нас один автомобиль на семью, и это уже 350 машин на 1000 человек, в то время как город спроектирован при норме 150–180 машин. Но при этом две трети семей не имеют автомобилей, и это еще предстоит», – заключил эксперт.