Водители автобусов далеко не все согласны с необходимостью быть вежливыми с пассажирами, потому что, по их мнению, они не должны с ними контактировать, и продажа билетов плохо сказывается на безопасности пассажиров. Однако представители ГУП «Мосгортранс» проверяют своих водителей и даже стали больше их обучать вежливости, несмотря на непростые обязанности по перевозке людей.
После материала, опубликованного в «НГ» (см. номер от 08.10.10), о грубом отношении водителей к пассажирам в городском общественном транспорте в редакцию обратился водитель четвертого автобусного парка ГУП «Мосгортранс», представившийся Александром Комаровым. Он рассказал, что в условиях обеспечения безопасности пассажиров он не имеет права контактировать с людьми, садящимися в его автобус. «В Правилах дорожного движения указано, что они приоритетны для всех других нормативных актов, которые касаются дорожного движения. И торговля талонами водителем как раз и касается этого вопроса, – объясняет он. – Есть также определение остановки – это преднамеренная остановка для посадки и высадки пассажиров, погрузки-разгрузки грузов, нигде не предусмотрены остановки для продажи талонов. Все, что вне этого понятия, – это нарушение. И пассажир так же участник дорожного движения, и он так же обязан подчиняться этим правилам. В правилах также указано, что пассажиру запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством. Пассажир и водитель не имеют права общаться во время движения». Комаров рассказал, что до появления турникета, в переднюю дверь вообще пассажирам входить не рекомендовалось. «Потому что это самое опасное для пассажира место. Водителю не видно переднего колеса. И если вдруг человеку станет плохо и он упадет под переднее колесо, я его не увижу. Были такие случаи гибели пассажиров. И при этом еще нужно продавать билеты», – отмечает водитель. Он также рассказал об эксперименте, который он проводил вместе с контролерами. Оказывается, чтобы в час пик дать сдачу с тысячи рублей, требуется примерно семь минут.
Комаров отмечает, что вежливость водителю вовсе не нужна, потому что он не должен совмещать функции водителя и контролера и главная его задача – обеспечить безопасность пассажиров, а не общаться с ними.
В пресс-службе «Мосгортранса» корреспонденту «НГ» объяснили, что продажа билетов в автобусе или троллейбусе делается только для удобства пассажиров, а более высокая цена талона у водителя, чем в киоске на остановке, должна побудить запастись проездными заранее. Кроме того, транспортники провели проверки водителей, на которых поступали жалобы, и один из них был уволен. А при обучении водителей теперь в два раза больше часов отведено на тему «Культура обслуживания пассажиров».
Руководитель Транспортного союза Юрий Свешников не согласен с водителем автобуса. Он говорит, что если человек нанимается на работу, то, значит, соглашается на условия данного предприятия, ведь это не личный троллейбус или автобус. И если работника что-то не устраивает, он может уйти.
Не раз приходилось сталкиваться с водителями маршрутных такси, которые откровенно завидовали работникам «Мосгортранса» и сравнивали их условия работы со своими не в свою пользу.