Вопрос «кто виноват?» в столице более не актуален. Новые власти уже вовсю решают другую извечную задачу: «что делать?». В первую неделю работы на посту мэра Москвы Сергею Собянину пришлось безотлагательно заняться решением острейшей проблемы столицы – транспортной. Ее актуальность подтвердили сами жители столицы, направив в ходе акции «Записки мэру» более 1,7 тыс. предложений по решению транспортного вопроса. Похоже, мэру Собянину приходится аврально разгребать проблемы, которые на протяжении нескольких лет не замечали в ведомстве главы Минтранса Игоря Левитина.
Главный дорожный строитель России числился в списке кандидатов на должность мэра столицы. Казалось бы, кому как не Левитину занять высокий пост и с профессиональной твердостью разгрести столичные транспортные завалы? Но, видимо, при назначении мэра Москвы президент Дмитрий Медведев руководствовался объективными данными: за время работы в Минтрансе Игорю Левитину вывести транспортную отрасль России на должный уровень не удалось. А потому новый столичный градоначальник сегодня вынужден выступать в роли спасателя.
В числе конкретных шагов, которые позволят отсрочить автомобильный коллапс в Москве, Сергей Собянин предложил изменить время начала рабочего дня для городских чиновников. Служащим всех государственных унитарных предприятий придется приезжать в свои кабинеты не в 9 утра, а на час раньше. Кроме того, в ближайшее время в Москве начнется снос мелких магазинов и прочего самостроя, возведенного вдоль дорог без разрешения Мосархитектуры. Это позволит устранить «узкие места» на городских трассах и расширить проезжую часть. Также мэр Москвы приказал решить первоочередные вопросы: привести в порядок управление светофорами в городе, построить дополнительные подземные пешеходные переходы, запретить парковки автомобилей вдоль дорог и, таким образом, открыть полосы для общественного транспорта.
Больше не действуют ставшие привычными ссылки чиновников на «природные и социальные особенности», которые якобы «не позволяют обустроить дорожную инфраструктуру европейского качества». Специалисты зафиксировали слишком много умышленных и, не исключают эксперты, небескорыстных «просчетов» Министерства транспорта. Странности в работе Минтранса замечают и зарубежные эксперты. Согласно отчету международной организации Transparency International, в министерстве Игоря Левитина большие проблемы «с коррупционной составляющей» (исследовался проект трассы Москва–Санкт-Петербург).
В вину Минтрансу аргументированно вменяют организацию автомобильного коллапса на Ленинградском шоссе в июне этого года и намеренное затягивание реконструкции подъездной автодороги к терминалам аэропорта «Домодедово», затяжной и неэффективный ремонт существующих трасс «Крым», «Байкал». Кроме того, незаконное превращение бесплатных федеральных дорог в платные без предоставления альтернативного шоссе-дублера. Так, к 2014–2015 годам платными будут примерно 40% магистрали М4 «Дон», которая начинается на 20-м километре от Московской кольцевой автодороги и заканчивается у Новороссийска. Одновременно с М4 платной станет федеральная трасса «Беларусь». Уже в 2011-м шлагбаумы должны появиться на МЗ «Украина» и М10 «Скандинавия» – самых загруженных шоссе федерального значения. И все это происходит на фоне сокращения строительства дорог в России не на проценты, а в разы.
Профессиональная беспомощность Игоря Левитина стала особенно заметной 28 октября на совещании у президента Медведева. Все его идеи по исправлению дорожной ситуации свелись к временному ограничению движения автотранспорта в Москве и области. Так, для борьбы с пробками Левитин предложил ввести запрет «на движение и размещение транспортных средств в пиковое время, ограничение движения иногороднего автобусного сообщения, особенно заказных автобусов, с одновременным устройством терминалов, в том числе на территории Московской области, для пересадки пассажиров на электропоезда и в метро». Одним из существенных шагов, который, по мнению министра, повлияет на ситуацию, станет «ограничение на въезд грузового автотранспорта в Московской регион с 7 до 22 часов в рабочие дни и круглосуточно в выходные и праздничные дни».
С учетом того, что 70% всех российских складов и терминалов находятся в Москве и Московской области, ограничение движения грузовиков в Московском регионе станет не решением проблемы, а катастрофой. С этого момента можно будет смело вести отсчет реального транспортного (топливного, продуктового и т.д.) коллапса – уже в масштабах России.
Непосредственно в столице Игорь Левитин предложил сузить полосы движения. Согласно действующим нормативам, ширина полосы составляет 3,75 метра, однако министр посоветовал сократить ее до 3,3–3,5 метра, заполучив таким образом пространство для полос движения общественного транспорта. Мысль не нова. Еще советские мультипликаторы обыгрывали тему: как из одной шкурки зайца сшить сотню шапок?
Что именно ждало Москву в случае возможного мэрства Левитина, понятно любому «автомобилизированному» горожанину. Некоторые признаки надвигающегося «автокалипсиса» заметны уже сегодня. Фактически к моменту инаугурации Собянина столица стала непроезжим городом, с полностью разрушенной транспортной инфраструктурой. Между тем на том же совещании 28 октября президент Дмитрий Медведев объявил: «Мы договорились действовать в направлении превращения Москвы в крупный мировой финансовый центр, и от способности решить вопрос организации дорожного движения будет зависеть наша успешность в продвижении других важных задач». «Это тест на дееспособность власти», – подчеркнул глава государства. И кажется, что теперь столичная вертикаль сможет выдержать его с честью. Дело за малым: подготовить к такому тесту федеральную вертикаль, потому что у большинства тех, кто ездит по московским дорогам, создается впечатление, что «начальник транспортного цеха» смотрит на дороги только из окна персонального лимузина.