Власти уверены в действенности запретительных мер.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Борьба властей с «зеленым змием» принимает нешуточный размах. Как заявила вчера депутат Московской городской Думы (МГД) Людмила Стебенкова, столичные власти, запретив с сентября продажу крепкого алкоголя в ночное время, планируют еще и ввести максимально крупные штрафы за это нарушение. Эксперты считают подобные действия властей чистым пиаром – на уровень потребления алкоголя они повлиять не смогут, но сводки правоохранительных органов поправят.
«Мы вправе ввести в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях за продажу алкоголя в ночное время максимальные штрафы, которые возможны. Мы их введем», – заявила вчера глава комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья МГД. Она отметила, что первоначально депутаты Мосгордумы предлагали ввести более радикальные ограничения. Впрочем, госпожа Стебенкова пока не смогла назвать примерный порядок штрафов за нарушение.
Напомним, что с 1 сентября в Москве запрещена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% с 22 вечера до 10 часов утра следующего дня. Ранее в Москве действовал выборочный запрет на продажу крепкого алкоголя с 23 до 8 часов утра.
Как пояснила Стебенкова, «мы сначала предлагали ввести ограничения с 19.00 до 11.00, а также запрет продажи алкоголя в субботу и воскресенье». И привела в пример Республику Коми, где после введения ограничений на продажу спиртных напитков в ночное время смертность от потребления алкоголя снизилась в четыре раза. «А в Швеции, например, вообще всего 220 магазинов, которые торгуют алкогольной продукцией», – заключила она.
Между тем эксперты считают административные запреты неэффективными. Так, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз поясняет, что в ночное время средний магазин продает лишь 10% от суточной нормы продаж алкоголя. Поэтому особого снижения объемов продаж после введения ограничений ожидать не стоит. «Сценарий будет следующий: умеренно пьющие граждане будут покупать алкоголь днем и будут иметь запас спиртного. В свою очередь, маргиналы даже ночью найдут где выпить – будет расти мощная система альтернативных продаж у бабушек, таксистов и других нелегальных продавцов». В Подмосковье после ввода ночного запрета в мае продажи водки снизились на 10%, но это было связано с тем, что с 1 января 2010 года в легальной торговле водка подорожала примерно в два раза (с 50–60 руб. в 2009 году до 89, а реально до 105 руб. в 2010 году). А в Удмуртии, например, где такой запрет ввели с 7 января, никакого снижения продаж замечено не было, отмечает Дробиз. Зато в Кировской области продажи водки и ликеро-водочных изделий после запретов вообще выросли – примерно на 7%. «Все очень быстро привыкнут к такого рода нововведениям, – поясняет он. – И станут делать необходимый запас. Ни производители, ни продавцы при этом не пострадают. Зато можно будет предъявлять разного рода позитивные сводки».
«Проблема алкоголизма – прежде всего социальная. Люди пьют от неустроенности жизни, проблем с работой и т.д. По мере решения этих проблем и тяга к алкоголю уменьшается», – уверена эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева. Само по себе временное ограничение продажи алкоголя мало что даст. Те, кому захочется выпить, будут планировать покупку крепкого алкоголя заранее, а асоциальные группы покупают водку преимущественно не в крупных магазинах, а в киосках. «Там приобрести алкоголь достаточно легко, несмотря на запреты», – напоминает Воробьева. По ее мнению, помимо ограничения часов продажи алкоголя нужно повышать цены на крепкий алкоголь, ужесточать подход к аккредитации компаний, занимающихся оптовой торговлей алкоголем. Алкоголь в России не только легкодоступен, но еще и очень дешев, особенно крепкий алкоголь. Чтобы добиться эффекта, все перечисленные меры должны вводиться параллельно. При этом следует учитывать, что запретительные меры автоматически приводят к росту оборота нелегальной продукции. Здесь вопросы борьбы с распространением алкоголя наталкиваются на неэффективность работы правоохранительных органов.