Я часто вижу экскурсоводов, ведущих большие группы интуристов по моему самому любимому городу на свете. Бывает, я сочувствую этим людям, потому что это адов труд – почти преподавание. Бывает, я злюсь на них, когда обнаруживаю, что кусочек города, принадлежащий мне и только мне, становится еще чьей-то собственностью, фактически осквернен присутствием большой группы людей. Бывает, я им завидую – когда понимаю, что передо мной настоящий экскурсовод. Гид через время и пространство, человек города.
Стать экскурсоводом может каждый, особенно сейчас, когда в Москве за умеренную плату в 10 тыс. руб. и после прослушанных 30 академических часов можно пройти курс для овладения этой профессией.
Есть и более классический вариант, действующий при получении любой профессии: пойти в вуз. Экскурсоводов поставляет кафедра лингвистического обеспечения профессиональной деятельности факультета туризма. Для получения профессии «гид-переводчик» нужно учиться 5 лет. Выпускники этого учебного заведения имеют право работать с интуристами, сопровождать их во время всего тура. Правда, такие «ангелы-хранители» для искателей русской романтики нечасто бывают настолько универсальными специалистами, что в состоянии провести экскурсию по Кремлю, по сталинскому бункеру и Московскому зоопарку одновременно. Так или иначе, приходится обращаться к экскурсоводам, которые специализируются на той или иной части города.
Как это ни печально, официально в России такой профессии, как экскурсовод, просто нет. Нет и профсоюза, гильдии или объединения. Получается, что это сезонная работа, пока приезжают туристы. Некоторых, самых лучших экскурсоводов и гидов, берут на ставку туристические агентства, но таких людей мало, а их класс крайне высок. Тем, кто не смог сделать себе хороший пиар или просто проводит экскурсии чуть похуже, часто приходится совмещать две профессии.
Впрочем, ситуация обстоит так не везде. В Израиле, например, очень строгая система лицензирования гидов, после длительного обучения на курсах нужно сдать несколько экзаменов и пересдавать их каждый год. Чтобы получить новую лицензию. Строгая туристическая полиция в Израиле следит не столько за тем, как ведут себя понаехавшие (как кажется из названия), а приглядывается к работе туристических служб, в частности гидов. Забывчивый экскурсовод, не надевший бейдж и вставший во главе группы, подвергается штрафу.
А в излюбленной соотечественниками Турции гидом может стать только гражданин этой страны, имеющий высшее образование и отлично говорящий на турецком и английском, но за соответствие этим требованиям берут в штат и платят зарплату даже в несезон.
В России вообще и в Москве в частности все не так строго, более того, нет даже официального лицензирования для экскурсоводов (в отличие от гидов-переводчиков). По словам представителей турагентств, в сезон работает множество несертифицированных гидов, просто людей, выучивших текст экскурсии. После такого знакомства, скажем, со святынями Кремля и начинают возникать слухи о том, что в столице смотреть нечего.
Правда, и лицензия не всегда спасает от нудной экскурсии и потерянного в обществе горе-гида времени. Чтобы точно не прогадать, нужно выбирать авторские экскурсии. Такие прогулки становятся настоящими городскими путешествиями. Многие из них – тематические, а некоторые – просто прогулка в хорошей компании по местам, дорогим для экскурсовода. Все дело в отношении. Конечно, для экскурсовода важны знания об истории, архитектуре, персоналиях города, умение выступать перед публикой, строить коммуникацию да и просто хорошая дикция, но и сочетание всех этих качеств не заменит личного трепетного отношения к городу. Именно любовь к месту, о котором он говорит, желание читать его древние стены, как увлекательную книгу метажанра, – основное качество для проводника, которым на самом деле и является хороший экскурсовод. Есть просто люди, навсегда потерявшие душу в запутанных переулках Москвы, умеющие читать на камнях мостовых и – главное! – имеющие желание показывать любимый город окружающим. Они – люди города.