Социальная активность – это когда не все равно. В общем-то не так важно – что именно не все равно. Можно выступать за, а можно – против. Главное – выступать. Летом в Москве увеличивается число сносимых зданий, которые могли бы стать архитектурными памятниками. Проще провести весь процесс незаметно, многие разъезжаются в отпуска, ведь защитники московской старины, правозащитники, депутаты, журналисты – тоже люди, и иногда им хочется на море или хотя бы за город. Тем не менее каждый раз на пути строительной техники всегда стоит группа людей с плакатами. Кто они и зачем готовы ложиться под бульдозеры, защищая порой всего лишь несколько кирпичных проемов?
Согласно опросу, проведенному ресурсом SuperJob.ru специально по заказу «Независимой газеты», 85% опрошенных категорически против сноса ветхих архитектурных памятников. «Это преступление против истории, против будущего страны!» – восклицает респондент 26 лет от роду, обладатель высшего образования. С ним согласен и другой, на пару лет старше: «Город как исторический центр погибает». Нередки и длинные высказывания, обличающие тех, кто, по мнению участвовавших в опросе, виноват в участившихся случаях исчезновения с карт исторических зданий: «Снесите Думу и Лужкова в самую отдаленную зону!», «Квалификация горе-строителей никакая!» Конечно, нашлись и те, кому все равно, или те, кто считает, что лучше снести старое здание и построить на его месте что-то «современное и полезное», но таких людей меньшинство. И получается странно: практически весь город против сноса старинных особняков и зданий периода модернизма, но снос происходит. Неужели можно пренебречь общественным мнением?
Получается, что можно. Особенно если общественное мнение существует только в созданной в Интернете социальной среде. На деле все граждане, от 18 до 60, офис-менеджеры, директора, курьеры, аналитики, копирайтеры и водители, столь активно высказывающиеся за сохранение исторического облика города, ограничивают проявление своей гражданской позиции собственно высказыванием. Это становится ясно из результатов второго опроса, предпринятого SuperJob.ru для «Независимой газеты». Примерно 96% посетителей сайта никогда не участвовали в митингах и акциях в защиту исторических зданий, и соответственно всего 4% респондентов имели такой опыт. Правда, не все так плохо, примерно четверть опрошенных пишут, что хотели бы принять участие в подобной акции┘ Но всегда есть что-то, что мешает.
«Отучили народ высказывать свое мнение массовыми выступлениями в годы советской власти. Раньше выходили протестовать на Сенатскую площадь, а в советские годы шли на демонстрации, чтобы показать свою лояльность и покорность режиму. Также большую роль играет фактор свойственной россиянам безразличности, привычки надеяться на авось. У всех свои дела, до памятников по большому счету нет дела», – комментирует ситуацию психиатр, доктор медицинских наук Михаил Виноградов.
Правда, никто так открыто и не сознался, что свои дела важнее. Респонденты в один голос утверждали, что любой митинг не будет иметь смысла, ведь «если здание сносят – решение уже принято», «чиновникам необходима голова на плечах, митингами тут не поможешь», к тому же «на это требуются финансовые затраты, не предусмотренные семейным бюджетом». Многие опасаются проблем с законом, ведь часто такие митинги не санкционированы законом: «Только «волчьего» билета мне и не хватало!» – восклицает дама 48 лет, работающая техническим руководителем. Получается интересная ситуация: все осознают, что проблема есть, но почти никто не хочет бороться, привычно осуждая на кухне виновных. В это время небольшие группы неравнодушных пытаются хоть как-то повлиять на судьбу города. «Постоянный приток новых сторонников нам исправно обеспечивают городские власти и застройщики, уродующие город на глазах у его жителей», – рассказывает член координационного совета общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер.
«Профессиональный уровень участников движения самый разный, статистики на этот счет мы не ведем. Могу только сказать про координационный совет – в основном это историки, журналисты, юристы, архитекторы разного профиля», – сообщает координатор «Архнадзора» Александр Можаев. «На такие акции приходят люди четырех типов: те, кто протестует по жизни, против всего; те, кто стремится сделать себе общественную карьеру; ищущие адреналин и просто альтруисты. Конечно, альтруистов, настоящих, единицы», – говорит Михаил Виноградов. «Это вопрос не долга, а любви к миру. Достаточно ли ты созрел, чтобы по любви отдать миру что-то из того, что ты получил», – объясняет волонтер «Гринпис» Владимир Строганов. Помимо перечисленных четырех типов протестующих есть и пятый – те, кого беда реновации коснулась напрямую. Этим людям некуда деваться, нередко они отстаивают собственный дом, вокруг которого уже собирается тяжелая строительная техника. А ведь речь идет не только о сносе зданий, но и перелицовке города вообще, порой имеющей грустные перспективы даже с экологической точки зрения. Большинству москвичей, конечно, жаль, например, Химкинский лес, но кто же поедет в жару, после работы в Химки?