Поездка по железной дороге как проверка на честность.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Борьба с «зайцами» на Московской железной дороге идет давно и, видимо, безуспешно. Чего только ни придумывали, чтобы отвадить наглых безбилетников. Но цены на проезд, повышающиеся ежегодно, как раз таки и толкают горожан на нарушения. С 1 июня Московская железная дорога ужесточила контроль за оплатой проезда пассажирами. Целый месяц в электричках курсировали усиленные бригады проверяющих. При этом некоторые составы проверяли и сотрудники милиции, призванные помочь контролерам, если пассажир откажется приобрести билет или покинуть поезд. По мнению москвичей, данная мера не смогла отвадить «зайцев», а основные причины в том, что цены на проезд слишком высоки и контролеры берут взятки.
Еще в начале года РЖД запустила пилотный проект по борьбе с безбилетными пассажирами, приставив контролеров к каждой двери электричек. Новый эксперимент начинался с направления, на котором присутствовало минимальное количество остановок – Ленинградском (Москва–Химки–Зеленоград–Клин–Тверь). В каждом вагоне четырех самых популярных электричек работали по одному кассиру-контролеру. На станции отправления он впускал в поезд только пассажиров с билетами. А на промежуточных станциях продавал билеты вновь вошедшим. Для входа пассажиров на конечных станциях открывалась только одна дверь в каждом вагоне. В часы пик пассажиры будут вынуждены проталкиваться через единственный вход, чтобы попасть в вагон электрички.
Результатом данного эксперимента, по словам начальника департамента пассажирского сообщения РЖД Геннадия Верховых, стало увеличение выручки. Только за первый день работы проекта при внедрении данной технологии выручка в двух утренних поездах возросла в 3,5 раза – до 75 тыс. руб. и в 2,5 раза – до 39 тыс. руб. – в двух вечерних поездах.
Кроме того, с 1 июня, по всей видимости, под дачный сезон, в электричках начали курсировать усиленные бригады кассиров. При этом некоторые составы поверяют сотрудники милиции, призванные помочь кассирам, если пассажир откажется приобретать билет или покинуть поезд. Как рассказал Интерфаксу руководитель пресс-службы МЖД Владимир Мягков, с 1 июня на всех направлениях МЖД выпустили на все маршруты около 600 разъездных кассиров-контролеров.
Однако ни первая, ни вторая «акция» от РЖД, вероятнее всего, существенно не изменит положения дел. Так, в минувшие выходные корреспондент «НГ» проехал по основным направлениям МЖД без билета. Пассажиры рассказали, что основная причина, по которой они не хотят платить за проезд, высокие цены, и контролеров можно не бояться, потому что практически любого можно уговорить взять с «зайца» вместо оплаты проезда сумму не более 50 рублей.
Электричка Москва–Тверь – одна из самых популярных, пассажиров на ней всегда в избытке. Соответственно и проверяется она контролерами с особой тщательностью. Однако доехать в этой переполненной людьми «железной гусенице» можно если не бесплатно, то очень дешево. «За проезд плачу очень редко, так как платить такие деньги да еще при таких условиях перевоза просто грех, – говорит молодой человек. – Ладно, что туалетов нет, хотя до Твери ехать порядочно, так в такую жару даже окна в некоторых вагонах не открываются».
Тут в тамбур входят два контролера. По их измученным лицам видно, что жара успела доконать не только пассажиров. Один из кассиров-контролеров – немолодой мужчина – отправляется в вагон, второй же – миловидная девушка – остается в тамбуре проверять билеты у сгрудившихся здесь пассажиров. Разговор у большинства «зайцев» с контролером короткий: первые протягивают пятидесятирублевую купюру, которую второй спокойно кладет в карман. «Вы аккуратнее дальше езжайте, там еще одна бригада будет на линии, хотя скорее всего на эту электричку они не успеют», – отрабатывая «честно заработанные» полтинники, предупреждает контролер.
Практически такая же ситуация происходит и на другом популярном направлении – Москва–Петушки. Разъездные кассиры-контролеры на этот раз заходят с двух сторон вагона, чтобы не дать злостным нарушителям и безбилетникам успеть убежать. Сначала проверка тамбура, далее практически по головам пассажиров служители железнодорожной Фемиды начинают пробираться вглубь вагона. Безбилетники, не успевшие перебежать в следующий вагон, нехотя достают кошельки, тариф тот же – 50 рублей, и не важно, на какое расстояние от Москвы они направляются. Встретившись в середине вагона, контролеры начинают переговариваться: «Ты смотри, там, в моем тамбуре, четверо стоят, так я с них уже взял, не трогай их», – говорит один из них. Как рассказал корреспонденту «НГ» сотрудник контролирующей службы, заработать на безбилетниках в часы пик или в дачный сезон можно приличную сумму. «За один день можно «срубить» по 1,5–2 тысячи рублей чистыми. Начальство скорее всего в курсе наших «подработок», правда, если кого на этом ловят, сразу же увольняют, но пока это никого не останавливало. Ловят-то редко, – рассказал он. – Да и пассажиры, которые дают деньги, не жалуются, они-то, в свою очередь, внакладе не остаются».
В общем, ситуация с взиманием платы не в пользу РЖД наблюдалась практически на всех направлениях. Деньги взяли семь из восьми встреченных контрольных бригад. Однако на Киевском направлении удалось наблюдать работу честной бригады контролеров, на все увещевания безбилетников отвечавшей «нет», либо продававшей билет, либо высаживающей «зайцев» из поезда.
Метронора для «зайцев»
В свою очередь Московский метрополитен на месяц – до 2 июля 2010 года – усилил контроль за пассажирами, которые пытаются пройти на станции столичной подземки без билетов, сообщил заместитель начальника службы движения по безопасности московского метро Владимир Барнаков. «С 7 июня по 2 июля проходит усиленная месячная акция по борьбе с безбилетниками. Мы привлекаем работников смежных служб метрополитена, дружинников, сотрудников частных охранных предприятий на 65 самых загруженных станциях метро, – рассказал он. – Ранее сотрудники метро провели мониторинг пассажиропотока на станциях столичной подземки в часы пик и с учетом результатов исследования выявили, какие из станций наиболее загружены и где возможно появление наибольшего числа «зайцев». По словам Владимира Барнакова, ежедневно контролеры возвращают к кассам по продаже билетов или «выпроваживают» с территории метро около 4 тыс. безбилетников. «Контролеры, конечно, не могут справиться со всеми безбилетниками, поэтому мы и решили провести этот месячник. На каждую станцию привлекается дополнительно три-четыре человека, – уточнил он. – Месячник будет проводиться в качестве эксперимента, затем, возможно, усиленный контроль будет осуществляться на постоянной основе».
Электрички отменяют
Москвичи недовольны отменой электропоездов и изменением расписания почти на всех основных направлениях. Так, на Киевском направлении Московской железной дороги (МЖД) в июле будет изменено расписание движения пригородных электропоездов, сообщили в пресс-службе МЖД. Изменения вносятся в связи с ремонтными работами по укладке нового участка пути на перегоне Воротынск–Бабынино и реконструкцией контактной сети на станции Ворсино (Калужская область). Отметим, что данные работы нельзя провести без изменений в расписании движения. Несколько электропоездов на маршрутах от Москвы до станции Сухиничи будет отменено, а часть будет курсировать по измененному расписанию. Есть проблемы и на другом направлении – Горьковском. Там идет капремонт на участке с 25-го по 36-й километр, а параллельно обновляются платформы Фрязево и Павловский Посад. В связи с этим, конечно, изменилось расписание. На данный момент из 270 ежедневных электропоездов, которые обычно курсируют на Горьковском направлении, девять отменены, а 36 изменили маршрут следования. Отмена касается в основном дневных электричек, не затрагивая утренние и вечерние часы пик. Это с 7.00 до 9.00 и с 18.00 до 22.00. В субботу и воскресенье «окон» практически нет, чтобы дачники могли спокойно проехать в обоих направлениях. Так же отменены четыре электрички на Савеловском направлении.