В Прибалтике удалось решить проблему с бомбилами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Уехать или приехать за приемлемую цену на такси в столице стало уже невозможно. Не спасают положение и интернет-такси. В них тарифы также завышены. С переплатой приходится считаться даже при доставке в аэропорты.
Что греха таить, для многих малосостоятельных москвичей частный извоз стал неплохой прибавкой к пенсии или пособию по безработице. Однако он же привлекает в Москву толпы бомбил из других стран СНГ. А наиболее доходные точки на вокзалах и в аэропортах прочно оккупировали преступные группировки.
Побочный эффект от неурегулированности таксомоторного дела в Москве – это отвратительная экология и повсеместная коррупция. Ясно, что бомбилы не будут тратиться на экологически чистые автомашины, а будут «добивать» свои «жигуленки» 20-летней давности. Тут не поможет никакая госпрограмма по утилизации старых автомашин. Ясно также, что ни о каких техосмотрах в отношении их средств передвижения не может идти речи. Техталон просто покупается, как зачастую и права. А проверка на дороге нередко сводится к выплате мзды того или иного размера, которая тут же компенсируется за счет пассажира.
Многочисленные публикации в московских СМИ создают впечатление, что проблема нерешаема. Однако мне пришлось наблюдать, как быстро и легко эту проблему в 90-е годы решили прибалтийские государства, обретшие свою независимость. В те годы я часто бывал в Риге и в Таллине и видел на улицах этих городов тех же бомбил.
Еще 10 лет тому назад в Риге в самом центре города на бульваре Бастейя напротив известного памятника Свободе дежурили частные извозчики. Стандартная цена для поездки по центру у них была три лата (6 долл. США). Мой знакомый англичанин, с которым я заезжал в столицу на Даугаве, даже называл их «мистер три лата».
Сегодня рижских бомбил нет и в помине. В городе работают несколько таксомоторных фирм со стандартными расценками. Как я выяснил у местных таксистов, рижские власти просто запретили частный индивидуальный извоз, разрешив заниматься этим только специализированным фирмам, которые должны были отвечать определенным требованиям по таксопарку, экологии и цене.
Другим путем пошли в Таллине. Там ввели жесткое лицензирование таксистов и определенные требования к автомашинам с учетом экологии. Одновременно в рядах транспортной полиции были созданы специализированные мобильные отряды, которые просто ловили нелегальных бомбил, конфисковывали автомашины и нещадно их штрафовали, да так, что частный извоз стал вскоре невыгодным. Сейчас и в Таллине имеется несколько таксопарков, обслуживающих город по твердым расценкам.
Нам не нужно ездить в крупные европейские города или в США, чтобы изучать их опыт таксомоторного дела, как это советуют некоторые российские телеканалы. Проще наведаться к соседям, которые первоначально находились в тех же условиях, что и мы. Другой вопрос, а реально ли перенимать балтийский опыт в специфических российских условиях.
Дело в том, что и в Риге, и в Таллине этой проблемой занимаются, так же как и в Москве, муниципальные власти. Но там мэры избираются на конкурсной основе среди многочисленных политических партий, а не назначаются, как в России. Ясно, что народные избранники, пусть даже обладающие неравноценным хозяйственным опытом, дорожат доверием избирателей и более учитывают их насущные потребности.
Безальтернативность власти и порождает такие явления, как повсеместная коррупция и «крышевание» преступных группировок. Бороться с ними такими эпизодическими акциями, как отставки некоторых высокопоставленных чиновников после особо крупных скандалов, бессмысленно. Особенно, если таким чиновникам тут же готовятся не менее теплые местечки в той же самой власти.
Нужна ли большая жесткость законодательства в отношении бомбил в наших специфических московских условиях? Я думаю, что нужна, но она должна сводиться не только к увеличению штрафов. Для нашей коррумпированной системы это приведет только к увеличению мздоимства. Надо искать свои пути, как это сделали наши соседи, а еще лучше вернуться на демократические рельсы в муниципальной политике.