Актуальное на сегодняшний день удостоверение контролера.
Фото с сайта ГУП «Мосгортранс»
На севере Москвы на одном из троллейбусных маршрутов пассажиры постоянно встречают человека, проверяющего проездные документы, но избегающего предъявлять свои. В Мосгортрансе говорят, что это явление нередкое и пассажиры должны сами проверять документы таких людей, сообщать в троллейбусные и автобусные парки, а также в Мосгортранс.
Невысокий мужчина средних лет с глазами навыкате входит в троллейбус на остановке «Сквер Маршала Жукова». На нем яркий жилет с надписью «Мосгортранс». Он здоровается с водителем, перекидывается с ним парой слов и начинает проверять билеты, сообщая, что является контролером. Люди спокойно предъявляют проездные документы и мало интересуются личностью проверяющего. «Зайцев», которых, как правило, находится человек пять, больше волнует собственная судьба. Обычно разговоры с безбилетниками заканчиваются перемещением из их кошелька в руки контролера бумажки в 100 руб. Пару раз пассажиры спрашивали у него документы, и человек в жилете издалека показывал синюю мятую бумажку, похожую на документ. Обычно этот человек не задерживается в салоне троллейбуса больше одной остановки и выходит на остановке «Улица Зорге». И возвращается на «Маршала Жукова».
Как рассказывают пассажиры, которые ежедневно ездят по этому маршруту, раньше его приходилось встречать не чаще раза в неделю, теперь он появляется чуть ли не каждое утро. «Мы отказались показывать проездные, пока он не даст повнимательнее рассмотреть свою синюю бумажку, но он сказал, что у нас слишком плохое настроение и поэтому он общаться с нами не будет. Потом поспешно вышел, – рассказывает москвичка Елена, которая часто пользуется общественным транспортом в данном районе. – Возможно, этот человек когда-то был контролером и знаком с водителями, потому что он не садится в те машины, где за рулем молодые водители неславянской внешности». Она также отметила, что раньше, когда человек, проверяющий билеты, появлялся в салонах троллейбусов редко, на него мало обращали внимания, но теперь он стал вызывать возмущение пассажиров. Правда, в милицию никто не обращался, потому что «контролера» можно встретить в час пик. Люди с ним сталкиваются, когда спешат на работу и не находят времени для выяснения личности так называемого контролирующего.
Как объяснил корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы «Мосгортранса» Александр Оносовский, подобных случаев в Москве достаточно. Бывает, что лжеконтролеры угрожают безбилетным пассажирам штрафами в 30–40 тыс. руб. или, например, контролер ехал с женщиной до ее дома, потому что у той не было с собой денег. Однако, как отметил представитель транспортной компании, существует определенный порядок поведения контролера, за нарушение которого увольняют. «Когда наш сотрудник заходит в салон, он должен сделать отметку у водителя в путевом листе, что производится проверка. После этого водитель обязан объявить по громкой связи, что в салоне производится проверка проездных документов, – рассказывает Оносовский. – Когда контролер находит человека, у которого нет билета, он должен предложить ему пройти к водителю, купить билет за 28 рублей и активировать его. Либо, если человек не хочет покупать проездной документ, он должен предложить ему выйти из салона. Если же и в этом случае «заяц» упорствует в неоплате проезда, то тут контролер может вызвать милицию и по протоколу потребовать с пассажира 100 рублей штрафа. На месте он сам не имеет права брать никаких денег».
При этом проверяющий должен быть одет в форменную одежду (зимой черная куртка с нашивками «Мосгортранс», летом – рубашка с такими же нашивками) и иметь удостоверение, которое, оказывается, меняется раз в три месяца.
Если у пассажира поведение контролирующего вызывает подозрение, то ему стоит позвонить в автобусный или троллейбусный парк, телефон которого, как правило, указан в салонах общественного транспорта. В пресс-службе предложили обращаться еще с вопросами и по общим телефонам: 951-12-58 и 951-14-29.
Представитель Мосгортранса посетовал, что они не могут следить за всеми проходимцами и пассажирам самим придется следить за соблюдением своих прав. Оносовский сравнил это явление с существованием недобросовестных гаишников и посоветовал, чтобы не выяснять лишний раз отношений с кем-либо, просто добросовестно оплачивать проезд.