Предложения об улучшении закона о СМИ продолжают поступать. В этот раз по виду незначительная, но по содержанию – достаточно важная поправка готовится в Мосгордуме. Предполагается, что электронные СМИ – радио и телевидение – обязаны будут хранить все материалы, вышедшие у них в прямом эфире. Сейчас закон требует от них сохранять лишь те, которые были записаны.
Законопроект о внесении изменения в статью 34 закона о СМИ на первый взгляд выглядит не слишком значительным. Депутат Мосгордумы из фракции «Единая Россия» Анатолий Петров предлагает убрать из этого, одного из самых старых российских законов, всего лишь фразу. Сейчас в статье 34 значится, что «в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи». Так вот единоросс считает, что словосочетание «в записи» необходимо из текста вычеркнуть. Проект такой корректировки закона о СМИ появился в конце прошлой недели на интернет-сайте МГД. В соответствии с российским законодательством он размещен там для того, чтобы общественность могла устроить ему антикоррупционную экспертизу.
Впрочем, коррупцией в этом документе совсем и не пахнет, но зато здорово отдает политической целесообразностью. Депутат Петров прямо указывает на то, что его инициатива имеет предвыборное значение. По его мнению, если исключить уточнение «в записи», то редакции радио- и телевещания в течение месяца обязаны будут хранить все вышедшие у них передачи, в том числе и те, которые шли в так называемом прямом эфире. Необходимо же это потому, что «в ряде случаев невозможно получить доказательства для проверки фактов нарушений законодательства в период избирательных кампаний». Ведь электронные СМИ, возмущается Петров, отказываются предоставлять копии соответствующих материалов, ссылаясь на то, что, дескать, закон их сохранения и не требует.
«Принятие предлагаемого изменения позволит в значительной степени обеспечить защиту прав граждан, особенно при проведении выборов», – уверяет депутат Мосгордумы Анатолий Петров. Впрочем, не только в ходе выборов. Известно, что в России, в общем-то, нет телеканалов, на которых какие-то программы выходят в прямом эфире. В лучшем случае нам предлагается эфир псевдопрямой, когда заранее записанное действо показывается публике практически, как уверяется, без монтажа. Однако вот для радиостанций, особенно работающих в FM-диапазоне, по-настоящему прямые эфиры – не такая уже и редкость. Также не слишком редкими являются и выступления на некоторых радиостанциях оппозиционных политических деятелей. Вот на ловлю их на слове, судя по всему, и направлен обсуждающийся в МГД законопроект. Напомним, кстати, что и столичный мэр Юрий Лужков, известный тем, что он почти никогда не проигрывает поданных им исков о защите собственных чести и достоинства, скорее всего также нуждается в таком изменении закона о СМИ. Депутат же Анатолий Петров выглядит как раз тем человеком, который должен был совместить в своей инициативе все имеющиеся в пользу ее принятия целесообразности. Он сам долгое время был заместителем мэра и председателя правительства Москвы, представляя их в Мосгордуме. А потом служил в составе Мосгоризбиркома.
Представители оппозиции подтвердили «НГ», что скорее всего законодательная инициатива московских единороссов направлена именно против FM-радиостанций. Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев, например, заметил, что на ТВ коммунисты почти не появляются, а вот в радиоэфире бывать случается. Корреспондент «НГ» спросил у него, не подпадут ли под правленый закон и сами единороссы? «Они рассчитывают, что уж в судах-то отобьются», – подчеркнул коммунист.