Почему погас свет, не всегда понятно сразу.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Бороться с теми, кто не оплачивает жилищные блага - свет, воду, отопление и газ - в столице начали давно. Способы самые разные – от развешивания объявлений на подъездах домов с целью пристыдить неплательщиков до выселения из занимаемого жилья. Однако используются и другие. Отключение электричества, даже если у жильца нет долгов за свет. Причем делают это электрики Дирекции единого заказчика, а не сотрудники «Мосэнергосбыта». Практикуется такой метод в Юго-Западном округе. Защитники прав потребителей призывают составлять акты и идти сначала в милицию, потом в суд. Чиновники признают: подобные работы ведутся – данный метод не законный, но действенный.
В редакцию «Независимой газеты» обратились несколько жителей одного из районов юго-запада столицы с довольно интересной проблемой. Москвичам, проживающим в коммунальной квартире, за неуплату коммунальных платежей одним из жильцов отключили свет. Любопытно, что как раз электроэнергия оплачивалась постоянно. На момент обрывания жизненно важных проводов крупная задолженность по остальным бытовым услугам уже начала погашаться и было выплачено около трети необходимой суммы. «На минувшей неделе, вернувшись домой около восьми часов вечера, я обнаружила, что света в квартире нет, проверила пробки как в квартире, так и на лестничной клетке, с ними было все в порядке. Решили ждать до утра, – рассказывает пенсионерка Евгения. – С утра все и выяснилось. Был вызван электрик, который и обнаружил обрезанный провод в электрощите на лестнице. По его словам, сделал это его коллега из ДЕЗа». Кроме того, электрик рассказал, что из Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) в ДЕЗы спускают списки квартир должников и заставляют работников отключать электричество, несмотря на то, есть ли задолженность по электричеству или нет. Жильцов о возможном «обрыве связи» с внешним миром никто не оповещает. Поговорить о сложившейся ситуации с кем-то еще, кроме электрика, в Дирекции единого заказчика, обслуживающей этот дом, не удалось не только пенсионерке, но и корреспонденту «НГ». Сначала говорили, что главного инженера данной организации, который и выдавал задания, нет. Потом же просто перестали брать трубки телефонов либо, услышав «знакомый» голос, эти трубки бросали. Также пообщавшись с жителями окрестных домов, выяснилось, что в подобной ситуации оказалась не только Евгения, но и еще довольно много москвичей.
Зато откликнулись чиновники отдела ЖКХ из управы района. Они, в свою очередь, признали, что данные действия имеют место быть. «Вообще официальное отключение от электроэнергии у нас проводит «Мосэнергосбыт», если нет проплаты за нее, но отключаем и за долги по квартплате, – рассказал специалист отдела ЖКХ. – Ну посудите сами – жители не платят за ЖКХ и хотят дальше пользоваться полным пакетом услуг? Так нигде не бывает. Да, если судить в рамках закона, это неправомерно. Бороться с неплательщиками приходится и такими способами. Через суд добиваться проплаты слишком долго. От города уходят большие деньги, поэтому приходится действовать так называемым силовым методом». Однако, по ее словам, если жилец встает на путь истинный и начинает платить, такого происходить не должно. «Людям нужно сразу же обратиться в ДЕЗ, ЕИРЦ и объяснить, что вы начали платить и никаких проблем не будет», – уточнил чиновник.
Как рассказала «НГ» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова, действия сотрудников ДЕЗа незаконны. «Раньше подобные отключения были практически нормой, сейчас же подобных случаев все меньше и меньше, – говорит специалист. – Естественно, говорить о какой-либо законности со стороны сотрудников предприятия единого заказчика не приходится. За долги действительно имеют право лишить жильца пользования услугами. Но в данной ситуации за свет вы платите «Мосэнергосбыту». Соответственно отключить свет могут только они, и то за неуплату, но никак не работники ДЕЗа, так как к щиткам с электроэнергией они не имеют никакого отношения, более того, их даже обслуживают не они, так что отключать свет, а уж тем более портить – это только их самоуправство». По ее словам, спускать подобные выходки со стороны обслуживающей компании нельзя. «Сначала нужно написать заявление в милицию о том, что какие-то вам неизвестные люди обрезали свет и вам причинен ущерб. Если в милиции спрашивают, значительный ли вам причинен ущерб, заявляйте, что да, – говорит эксперт. – Одновременно с этим пишете письмо в «Мосэнергосбыт», в котором указываете, что долгов у вас по свету перед ними нет, но и самого света тоже, и передаете им на подпись. В ДЕЗ вам ходить не стоит, вы же не знаете, кто это делает». Также она отметила, что, даже если милиция напишет вам отказ после расследования, в котором укажет, что это сделано сотрудниками обслуживающей организации, необходимо будет писать заявление в прокуратуру на самовольство работников ДЕЗа.