Вечный выбор между «шашечками» и необходимостью быстро и недорого ехать.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Московское легальное такси ушло в прошлое. Большинство столичных жителей уже привыкли просто ловить машину на обочине и потом объяснять плохо разговаривающему на русском языке приезжему, как добраться до нужного им места. По мнению московских властей, бороться с бомбилами нужно на федеральном законодательном уровне, иначе легальные таксисты просто не выдерживают конкуренции. Эксперты, в свою очередь, считают, что самым эффективным способом борьбы были бы существенно увеличенные штрафы. Однако, по мнению федеральных властей, у московских чиновников достаточно средств для решения данной проблемы.
Поймать машину в Москве не проблема. Другой вопрос, сколько это будет стоить и куда вас в результате завезут. А тот факт, что после произошедших на этой неделе в метро трагических событий «бомбилы» предлагали довезти пострадавших и перепуганных людей до ближайшего метро за астрономические суммы (например, по словам очевидцев, доехать от «Лубянки» до «Комсомольской» предлагали за 3000 руб.), заставил столичное правительство в очередной раз обратить внимание на эту проблему.
«Я реально был на этих местах, таксистов там почти не было, с другой стороны, многие москвичи без оплаты, добровольно подвозили людей. Может быть, единичные случаи завышения цен и были, но я могу ответственно заявить, что москвичи не воспользовались и не стали в ту позицию, о которой говорят СМИ, – сказал столичный мэр Юрий Лужков во вторник в эфире телеканала ТВЦ. – Я согласен, что «бомбилы» цены завышали, но ведь эту информацию сразу переносят на таксистов. Есть нормальные, легальные таксисты, желающие обслуживать город. А есть «бомбилы», но у нас нет по ним законодательной базы». Кроме того, столичный мэр отметил, что Госдуме необходимо принять конкретные решения, которые позволили бы организовать «цивилизованную структуру» такси. «Бомбилы» не платят налоги, а таксисты платят, – отметил он. – Поэтому они проигрывают в конкуренции».
Однако дело не в том, кто платит налоги, а кто их не платит. Ситуацией с московскими такси недовольны как сами таксисты, так и пассажиры. «С вокзалов практически нереально уехать за нормальные деньги. Ни одного государственного такси там нет, – говорит москвич Михаил Полевой. – Вызывать машины тоже невыгодно, так как там цены завышены и по большей части водители неопытные, Москвы не знают многие. Уж лучше частника поймать, по крайней мере дешевле». По словам самих таксистов, бороться с обнаглевшими «бомбилами» практически невозможно. «Они предупреждают сразу: либо убираешь машину, либо получишь проколотые колеса или разбитое стекло. Доказать, что это сделают именно они, практически невозможно, – рассказывает таксист одной из крупных фирм, занимающихся автоперевозками в столице. – У вокзалов и общественных мест работают определенные «бригады», чаще всего разделенные по национальному признаку. При этом ни милиция, ни власти никак не реагируют на то, что эти люди обирают москвичей и гостей столицы».
По мнению специалистов, проблема с такси в том, что закон о данном виде транспорта хоть и принят, но не работает. «Он вроде бы есть, а вроде бы его нет. Самый простой пример: согласно этому закону, город брал на себя обязательства информировать об услугах москвичей и гостей столицы, однако де-факто, несмотря на огромные возможности столичных чиновников, ничего подобного сделано не было, – рассказывает «НГ» исполнительный директор «Московского транспортного союза» Юрий Свешников. – С так называемыми бомбилами бороться тяжело. Нет законов. Единственное, что можно им предъявить, это незаконное предпринимательство. Но тут тоже есть подводные камни. Нужно этот факт доказать, и причем не единожды, притом нужно доказать, что этим бизнесом он зарабатывает в особо крупном размере, а это 200 тысяч рублей. Сами понимаете, что это практически невозможно». По его мнению, бороться с подобным явлением можно только крупными штрафами. «Необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, увеличить наказание, – говорит он. – Штрафы должны быть такими, чтобы они ударили по недобросовестным перевозчикам. Я предлагаю, чтобы это был штраф как минимум в 10 тысяч рублей. Возможно, тогда мы увидим какие-нибудь изменения».
Столичные чиновники также понимают необходимость поиска выхода из сложившейся ситуации. Как рассказал «НГ» сотрудник пресс-службы Департамента транспорта и связи города Москва (ДТИС), система создания цивилизованного рынка пассажирских перевозок и формирования четких требований по организации перевозок пассажиров в такси уже разрабатывается. «В настоящее время в Москве таксомоторные перевозки выполняются предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм, – рассказал он. – При этом в городе отсутствует единая тарификация услуг такси. Цены определяются перевозчиками исходя из экономических условий и условий конкурентной среды». По его словам, по данным экспертных оценок, сегодня в городе насчитывается порядка 10–12 тыс. легковых автомобилей такси, тогда как расчетная потребность города, согласно мировым стандартам, с населением более 10 млн. человек составляет порядка 30 тыс. автомобилей. «В то же время растет число людей, выполняющих нелегальные перевозки. В крупнейших мировых столицах существуют достаточно жесткие законодательные акты, регулирующие перевозочный процесс легковым таксомоторным транспортом, перевозчикам предъявляются достаточно высокие требования по оказанию транспортных услуг, – рассказывает сотрудник пресс-службы. – В сложившихся условиях ДТИС города Москвы активизировал работу по созданию в городе Москве цивилизованного рынка такси. Уже сформирована рабочая группа, в состав которой вошли руководители московских таксомоторных предприятий, работающих по различным принципам получения заказов и в различных ценовых сегментах». По его словам, рабочей группой готовятся изменения в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года № 22 «О такси в городе Москве», а также проект постановления правительства Москвы о реализации данного закона, включая разработку необходимых нормативных документов: Положения о реестре «Московское городское такси»; Положения о специальном знаке «Московское городское такси»; Положения о стоянках «Московское городское такси»; Положения о порядке аттестации водителей такси на знание города Москвы и русского языка.
Не отстают от столичных коллег и федералы. «Лично я, как обыватель, да и как председатель комитета по транспорту, очень бы хотел, чтобы этот вопрос был решен. Однако при этом считаю, что не нужно сравнивать проблему московских такси и проблему, например, терроризма или транспортной безопасности в целом и считать, что решить ее можно только на федеральном уровне, – говорит председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев. – Это все можно сделать на уровне субъекта РФ. Тех законов и полномочий вполне хватает. Наведение порядка начинается с того, что соблюдаются уже существующие законы. Если нам скажут, что этих законов не хватает, тогда мы, естественно, рассмотрим предложения. Однако, повторюсь, средств для борьбы с нелегалами вполне хватает». Кроме того, он отметил, что ужесточение наказания за данный вид деятельности ничего не даст. «Мы все время говорим об ужесточении, забывая что параллельно с ужесточением должна идти его неотвратимость, Другое дело, что надзирающие органы крышуют этих самых «бомбил», естественно, сами по себе они не работают. Все это явно завязано на силовые и надзирающие структуры, – говорит он. – Ужесточив наказание, мы приведем ситуацию к тому, что взятки и коррумпированность станут больше».