Привычный современный пейзаж.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Транспортная ситуация в Москве остается очень тяжелой. Городу необходимо как минимум 340 км новых дорожных магистралей. Как признаются столичные чиновники, Генеральный план – не решение этой проблемы. По их мнению, столице просто не хватает денег на строительство дорог. В свою очередь, эксперты соглашаются с тем, что принятым во втором чтении документом транспортные проблемы не решить, так как он морально устарел, опасаются полной остановки Москвы.
На заседании Мосгордумы, посвященном обсуждению Генерального плана, столичные чиновники признались – городу не хватает более 300 км дорог. По словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина, за 12 лет было построено только 60 км. «К сожалению, после Хрущева до нашего времени магистралей в Москве никто не строил. В этом вопросе мы отстали лет на 30. Если в 1998 году нам нужно было 400 километров новых дорог, то сейчас – 340 километров. У нас появилось только Третье транспортное кольцо и ряд других дорог, а реконструкция Ленинградки и МКАД – это не строительство, – сказал он. – Основная проблема при строительстве новых дорог в том, что на это не хватает средств. Мы можем в Генплан включить две новые дороги, но это не решит проблему. В первую очередь нужно найти деньги. Кроме того, строительство дорог в столице нередко осложняется большим количеством природоохранных зон, а также протестами жителей».
Александр Кузьмин подчеркнул, что частично транспортную проблему может решить создание комфортных условий для пассажиров на железнодорожном транспорте. «По комфорту железнодорожный транспорт не должен ощущаться москвичами как другой общественный, – заявил он. – Вестибюли на железнодорожных станциях должны быть такими же комфортными, как и в метро. Это поможет снизить нагрузку и на метрополитен».
По мнению экспертов, транспортная ситуация в столице даже с принятием Генплана не улучшится. «У нас все балансы использования территорий, плотности застройки по отношению к транспорту как личному, так и общественному очень сильно нарушены. И, естественно, с принятием данного документа они не исправятся, – считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Продолжается экспансия застройки. Если говорить образно, сейчас мы в трехлитровую банку пытаемся влить пять литров воды. Вода проливается – это наши заторы на дорогах. Так вот теперь банка у нас будет не три литра, а три с половиной, однако и водички литров семь». Кроме того, он отметил, что сам по себе Генплан как градостроительный документ морально устарел. «Чтобы столица двигалась хотя бы на уровне обычного североамериканского или европейского мегаполиса, нужен концептуально другой проект. Принятие нынешнего Генплана в данном состоянии ничего не изменит, – говорит эксперт. – Технически нынешний документ сделан очень пристойно, а менять в нем что-то по мелочам – несерьезно. Нужно просто менять концепции. К сожалению, при сегодняшнем руководстве города это попросту невозможно».
Поддерживает коллегу и ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. «Самое главное, что авторы-транспортники Генплана не смогли убедить остальных планировщиков в том, что чрезмерная концентрация офисов в центре создает основное напряжение в транспортной системе. Кольца уже никого не спасают, – рассказывает эксперт. – Москва давным-давно должна была ограничить себя в строительстве. Но коммерческие планы властей не дают этого сделать, а это ошибка городской политики». Также Александр Стрельников отмечает, что лозунг, под которым писался Генеральный план, – «Город для людей», так и остался лозунгом. «То, что Москва и Московская область проектируются и управляются отдельно, это недопустимо. В любом случае нужно было начинать с агломерации, согласования путей развития. Этого принципиально не сделано, так как по новому градостроительному закону агломерации просто нет. Это вторая ошибка Генерального плана, – говорит эксперт. – Я боюсь, что не признают данные моменты наши чиновники никогда, так как убедить их не удается. Единственно, чем нынешний Генплан соответствует нынешним реалиям развития общества, так это только шкурные интересы, коммерческое жилье в пользу жилищных пирамид. То, сколько сейчас всего понастроили и еще понастроят, подразумевает под собой 20 миллионов жителей, а в столице не то что транспортного пространства, воды столько нет. Москва у нас создана не для москвичей, а для достижения каких-то своих целей и интересов».