Проверка доходит и до нижних полок.
Фото автора
Еще недавно продажа паленой алкогольной продукции в Москве была делом привычным. Часто приходилось встречаться с торговлей из-под полы дешевым и некачественным спиртным. Казалось, что об этом знали все – от местных алкоголиков до проверяющих органов. Как сейчас обстоят дела в этой сфере, увидел собственными глазами корреспондент «НГ», которому удалось оказаться в рейде с представителями УВД по ЮЗАО г. Москвы. Рейд проводился по заявке жителей района «Теплый Стан».
С сотрудниками отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД по ЮЗАО г. Москвы подъезжаем к небольшому неприметному продуктовому магазинчику, расположенному неподалеку от коньковского рынка. Сначала производится контрольная закупка алкогольной продукции. Основная часть проверяющих ожидает возле торгового помещения. Один из милиционеров в штатском берет с полки бутылку красного вина и проходит к кассе. Чек выбит, факт покупки зафиксирован. Теперь все участвующие в проверке направляются в магазинчик. У продавщицы восточного происхождения Мадины глаза округляются при виде красной корочки и фразы: «Проверка». Она начинает суетливо набирать номер телефона хозяина магазинчика на своем мобильном. Документы, которые у нее в наличии, не отличаются идеальностью. Оказывается, у девушки нет регистрации. Более того, нет медицинской книжки, обязательной для работы. Однако она не сдается. «Есть и книжка, и документы на продукты, только не у меня, у хозяина все, – оправдывается Мадина. – У нас все правильно, все хорошо. Ничего не нарушаем».
Нервные оправдания дамы за прилавком не получают подтверждения в ходе дальнейшей проверки. Оперативники снимают кассу, и денег в ней гораздо меньше, чем на чеке. На что тоже находится несколько аргументов. «Так ведь товар привозили, я за него прямо из кассы и расплатилась», – продолжает объяснять Мадина.
Далее милиционеры начинают проверку алкогольной продукции, и тут же выясняется, что на полках выставлены бутылки, на которых не хватает акцизных марок, обязательных для этого вида продукции. Количество «неправильного» алкоголя растет в геометрической прогрессии.
По лицу продавщицы понятно, что больше всего на свете ей хочется волшебным образом испариться, исчезнуть или превратиться в бездушный предмет мебели. Выражение ее лица вызывает сочувствие и сострадание. Однако даже для таких состояний есть несколько заготовленных фраз для поддержания разговора. «Отлетают они у нас, там за стенкой горячие трубы, бутылки нагреваются, и приклеенные к ним акцизы отваливаются, – заглядывая в глаза сотрудникам правоохранительных органов, говорит продавщица. – Вот посмотрите, валяются же «марочки». Прямо на полке. Они просто отлетели». На первый взгляд объяснение вполне правдоподобное. Действительно на винных полках много акцизов. Однако не все так гладко, как рассказывает Мадина. При сравнении с бутылками оказывается, что они не подходят к выставленной на прилавок продукции, указанная на ярлычках крепость не совпадает с той, что указана на этикетках. С выставленным в витрине элитным алкоголем тоже не все в порядке. На некоторых бутылках акциз оторван, на некоторых – старого образца.
Оперативники уже садятся заполнять протокол, когда появляется хозяин магазина. Кавказец средних лет начинает показывать документы, которых не было у продавца. Но медкнижка оказывается просроченной. «Все исправим, со всем разберемся, товарищ милиционер, – нервничает он. – Она уже завтра книжку поправит, а марки сами поотлетали, клянусь. Старые акцизы – тоже не наша вина, завод такие прислал, мы их не продаем, у нас акция: при покупке определенного алкоголя вторая бутылка, вот как раз такая, со старым акцизом, бесплатно».
Милиционеры же продолжают заполнять протокол. По их словам, за данные нарушения продавец может лишиться дорогостоящей лицензии. «После составления протокола о нарушениях дело будет передано в суд, – рассказывает один из оперативников. – Скорее всего владельцу будет выписан крупный штраф и предписание в срочном порядке исправить нарушения. Если этого сделано не будет и при повторной проверке они будут найдены, у магазина отнимут лицензию».