0
1272
Газета Москва Интернет-версия

12.02.2010 00:00:00

Зона культурного доступа

Тэги: цдх


цдх Московские Эйнштейн и Бор.
Фото автора

Шум вокруг возможного сноса ЦДХ немного поутих, о проблеме забыли – слишком много зданий исторической Москвы исчезает каждый день. За здания мы боремся – каждый, как может. Правда, иногда факт, что облик Москвы формируют не только дома различных эпох, мы как-то упускаем из виду. В последнее время наравне с историческими объектами споры вызывают природные, количество которых в городе может уменьшиться.

Дому художника на Крымском Валу в декабре прошлого года свои материалы посвятили многие СМИ. При этом речь шла лишь только о здании ЦДХ. Таким образом многие просто забыли о парке, который находится возле предмета споров – парк искусств «Музеон». Как-то автоматически его присоединяют к ЦДХ. Однако это не так. Именно сюда в 1991 году были свезены демонтированные по Москве памятники советских культовых персон. Калинин, Свердлов, Дзержинский и целый взвод Лениных и Сталиных отправились сюда в изгнание, основав свою колонию.

«Они долгое время лежали так – прямо на земле, в разобранном виде, часть памятников подверглась нападениям вандалов», – рассказывает генеральный директор государственного учреждения культуры «Московское объединение «Музеон» Михаил Пукемо. В 1991-м было принято решение о создании единственного в России парка искусств, который будет также объединять в себе и живопись, и музыку, и ландшафтно-парковое искусство. Рождением «Музеона» – парка искусств, позволяющего искать новые формы преподнесения знакомых всем форм изобразительного и исполнительского искусства, стал конец 1992 года.

Таким образом, парк искусств приближается к совершеннолетию, самому креативному возрасту. Именно поэтому все мероприятия, проходящие в «Музеоне», необычны. «Мы строим любую свою программу, руководствуясь принципом Скрябина: сочетаем звуковой и зрительный ряды», – говорит Михаил Пукемо. Именно поэтому концерты в «Музеоне» проходят под открытым небом.

Нестандартным образом руководство «Музеона» пополняет свои фонды – проводя симпозиумы для скульпторов. Каждый из них получает оборудованное рабочее место и материалы и в течение определенного времени (несколько недель) создает на глазах у публики свою работу.

Идея синтеза искусств стала основополагающей и при разработке шоу, завершающем программу акции «Ночь в музее» в 2009 году. Зрителям представили зрелище, соединяющее в себе лазерное и фаер-шоу и танцующие фонтаны. «Даже внутри фонтанов били огненные струи – специальные фоги. Нас посетили 7 тысяч человек за одну ночь!» – говорит Михаил Пукемо.

Любопытно, что памятники работы величайших мастеров своего времени – Мухиной, Вучетича и других – не могут считаться объектами культурного наследия и защитить приютивший их парк. «Памятники, перемещенные со своего первоначального месторасположения, уже не считаются памятниками архитектуры», – пояснила руководитель пресс-службы Московского комитета по охране архитектурного наследия Наталья Логинова. Таким образом, защита «Музеона» от посягательств застройщиков находится вне компетенции Москомнаследия. Правда, Департамент культуры города Москвы считает вопросы об угрозе для парка искусств несколько неуместными.

«Музеон» крайне важен для Москвы, поскольку это место культурного отдыха москвичей. Здесь представлены произведения выдающихся мастеров. Естественно, Департамент культуры сделает все зависящее от него для сохранения этого объекта и чтобы никакие строительные работы не мешали основному направлению деятельности музея», – прокомментировала руководитель пресс-службы Департамента культуры города Москвы Ирина Аверкиева.

Как утверждает директор парка, не менее нескольких раз в год «Музеону» приходится отражать атаки, предпринимаемые разными лицами. Среди желающих построить здание того или иного назначения на территории парка были отмечены не только привычные всем имена владельцев фирм-застройщиков, но даже люди искусства.

«Были случаи, когда решающее слово оставалось только за Институтом планирования, отказавшимся делать генплан нашей территории с учетом размещения гостиничного комплекса, потому что тогда пришлось бы нарушать природоохранный статус территории со вторым режимом регулирования градостроительной деятельности, – говорит Михаил Пукемо. – Согласно закону, строить на территории парка искусств уже нельзя, весь небольшой лимит застройки, разрешенный для природоохранных зон такого статуса, уже исчерпан». Кстати, в Генплане Москвы до 2025 года указано, что территория, занимаемая парком искусств, считается «зоной охраняемого ландшафта». Эта территория служит важным звеном в цепочке, по которой свежий воздух поступает в центр мегаполиса. К тому же парк искусств попадает в санитарную зону, поскольку находится на берегу Москвы-реки. Кроме того, вокруг парка шесть действующих храмов, на его территории – домик, в котором выросли братья Третьяковы. Таким образом данный объект оказывается не только исторически ценным, но и экологически незаменимым.

Поправки об особо охраняемых

Мосгордума на этой неделе приняла поправки к столичному Закону «Об особо охраняемых природных территориях в Москве», которые позволяют строить в этих зонах спортивные объекты. По мнению столичного правительства, без них в природных зонах невозможно развивать «физкультурно-оздоровительную деятельность». Однако, по мнению экспертов, такие изменения могут дать возможность узаконить процедуру, когда под прикрытием спорта любой парк в городе можно застроить жильем. Ранее в парках можно было возводить только «открытые плоскостные сооружения без зрительских мест» и «крытые некапитальные спортивные площадки без зрительских мест».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
607
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
613
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
494
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости