Для нового правозащитника ученики и учителя будут одного "роста".
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Столичные школьники уже в ближайшем будущем будут обеспечены личными правозащитниками. Предполагается, что при возникновении проблемных ситуаций в школе участники образовательного процесса должны знать, что можно обратиться к школьному омбудсмену. По мнению экспертов, идея о появлении правозащитников в школах далеко не однозначна, так как заниматься этой должностью предположительно будут те же сотрудники школы.
«Каждому школьному двору – свой правозащитник» – именно так выглядит инициатива уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича. По его словам, данный эксперимент – не крайняя необходимость, и он уже был опробован на школах Южного округа. «Опыт, полученный нами, достаточно успешный. Поэтому мы считаем, что нужно расширить этот эксперимент и попробовать во всех округах и в тех школах, в которых возможно найти таких людей, – рассказал «НГ» столичный омбудсмен. – Данные люди будут решать конфликты, проблемы, которых в школе полно. Между учениками в классе, между учениками и учителями, между учителями и родителями. Много сейчас таких конфликтов, и совсем не обязательно находить административные решения, далеко не всегда нужно идти к директору с жалобой, и не все готовы к нему идти. А попробовать на ранней стадии это как-то решить – это полезно».
По его словам, данные должности смогут занимать как сотрудники школы, так и представители родительского комитета. «Но это не значит, что будут введены какие-то дополнительные штатные единицы, дополнительное финансирование – все на общественных началах, – говорит Евгений Бунимович. – Будет выбираться человек, которому доверяют и ученики, и учителя, и представители администрации. Его будут дополнительно обучать, готовить. В принципе у нас есть школьные психологи, но они не всегда играюет эту роль. Потому что психологи сейчас – это в основном девушки молодые, дети не воспринимают их как судей с опытом. Впрочем, где-то это может быть и психолог».
Сами школьники и их родители от данной идеи не в восторге. По словам одиннадцатиклассницы Марины, школьники не пойдут искать поддержки у правозащитников. «Смысла никакого нет в их появлении в школах. Ну приставили нам психологов, что от этого изменилось? К ним никто не ходит, – говорит школьница. – И к этим ходить никто не будет». Такого мнения придерживаются и родители. По их словам, обращаться к такому омбудсмену – скорее всего то же самое, что обращаться напрямую к директору. «Ну неужели вы думаете, что кто-то будет реально решать проблемы, конфликты? Скорее всего он будет так же тесно сотрудничать с администрацией школы, – удивляется москвичка Оксана. – Знаю по себе, родители стараются все конфликты решить тихо, чтобы потом ребенка не беспокоили. Даже если эту должность будет занимать кто-то из родительского комитета, он будет стараться избегать разбирательств, опасаясь за свое чадо».
Мнения экспертов по поводу нововведения разделились. По мнению одних, появление школьного омбудсмена – ожидаемое явление. «Введение такой должности абсолютно не значит, что у нас в школах все плохо. В школе просто обязан быть человек, отвечающий за эту сферу деятельности, – говорит руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Интересно только, чем будет отличаться уполномоченный по правам ребенка от психолога или социального работника. Но у них у троих будет один существенный недостаток: все они работники школы. Родитель скорее всего не сможет занимать эту должность, так как она будет требовать слишком много времени. Вот если бы им был работник, который бы никак не зависел от школьного руководства, возможно, от этого был бы толк». Кроме того, он отмечает, что вместе с уполномоченным можно было бы ввести и «школьные службы примирения», где под эгидой того же омбудсмена школьники могли бы сами решать конфликты. «Данная идея уже широко применяется в Перми и прекрасно работает. Детям дается возможность решать конфликты цивилизованно, а не во дворе или на ковре у директора. Если эти меры будут работать в совокупности, то, возможно, толк будет», – считает эксперт.
По мнению других, введение данной должности – не что иное, как очередная попытка закрыть глаза на реальные проблемы в школе. «По моему мнению, вся эта затея довольно формальна. В школе появится просто еще одна позиция, кроме психолога и тех преподавателей, которые отвечают за внеклассную работу и жизнь. У нас детей к тем же школьным психологам учителя чуть ли не силой на тесты и программы отправляют, – говорит семейный психолог Елена Татаринова. – На общественных началах данная должность будет недолго, и скоро ее, вероятно, введут в штат, а потом на это место, кстати, как и на должности психологов, директора будут брать своих родственников, знакомых». По ее словам, нашим чиновникам лучше взяться за воспитание учителей, чем придумывать новые должности. «Учителя могут позволить сказать-сделать ребенку что угодно. А потом кивают на плохое поведение детей, – говорит она. – С учителями надо проводить постоянные психологические и другие тренинги, так, как это делается на крупных фирмах. Нужно, чтобы они подняли хотя бы свой культурный уровень».