Качество работы можно узнать опытным путем.
Фото автора
Кофе на белый костюм, красное вино на вечернее платье или просто брызги грязного снега вперемешку с химикатами на пальто. Вот вы и становитесь счастливым обладателем возможности посетить химчистку. Выбор, где можно бережно постирать или почистить вещь, теперь большой. Правда, далеко не все химчистки и прачечные работают на совесть. Чаще всего москвичи жалуются на некачественное обслуживание, испорченные вещи и неподобающее общение с клиентами.
Нехитрое вроде бы дело – сдать вещи в химчистку, если они непригодны к стирке в домашних условиях. И выбор организаций, борющихся за чистоту, вроде большой. Сами понятия «прачечная» и «химчистка» у большинства рядовых граждан ассоциируются с чем-то давно забытым.
Корреспондент «НГ» решил выяснить, как работают нынешние химчистки. Оказалось, что изменилось совсем немного. Полуподвальное помещение. В прихожей одного из приемных пунктов крупной сетевой компании, занимающейся данным видом деятельности, суетятся рабочие, протягивая какие-то кабели. За стойкой приема сидит женщина с немытыми волосами, поверх джинсов и кофты надет грязный синий передник. Она неприветливо поглядывает на всех входящих. Как будто посетители ей в тягость. Разговаривает отрывисто, с подчеркнутой неприязнью. Выяснить, что и почем, у нее трудно. «Так, что у вас? Что значит – просто узнать? Сразу принести вещи нельзя? – возмущается она, листая какой-то журнал, не поднимая глаза на корреспондента «НГ». – Костюмы по 640 рублей за один. Какая визитка. Наша? Ну и зачем вам? Бери».
В следующей химчистке той же крупной сети отношение к клиентам лучше. Девушка за стойкой приветливо улыбается. А цена за чистку того же гипотетического костюма при этом возрастает до 700 руб. Еще в одном пункте приема, уже другой фирмы, находящемся в торговом центре на станции метро «Новые Черемушки», и обслуживание, и ценовая политика отличаются разительно. Рады каждому клиенту. Объясняют, что и как лучше сдавать. Рассказывают о том, что и как у них чистится, говорят, когда приходит из чистки, рассказывают про скидки. «Если хотите, вам костюмчик и побыстрее почистят, – говорит миловидная барышня. – Стоимость будет чуть дороже, а по качеству то же самое». Цена удивляет, даже за ускоренную работу она не превышает вышеназванных цен. «Я тут стираюсь уже лет пять-шесть. И детские вещи сдавали, и платья жены – никогда никаких проблем не было, – рассказал «НГ» москвич Виталий. – Раньше пользовался и другими химчистками, но после пары случаев утери пуговиц и некачественной чистки решил выбрать что-то одно».
По словам юриста общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрия Лесняка, претензий к химчисткам у москвичей много. «С жалобами идут чуть ли не ежедневно. Основные претензии – испорченные или потерянные вещи. Бывают и случаи особо осложненные. Вещи портят, потом при попытке исправить их вновь портят, – рассказывает эксперт. – Если вы обнаружили, что ваша вещь испорчена или отличается от того состояния, в котором она должна быть, обращайтесь с требованием устранить недостатки. Срок их устранения должен быть не больше времени чистки. При невозможности устранения включается статья 35 закона о защите прав потребителей, которая позволяет вам, во-первых, вернуть деньги за химчистку. Во-вторых, в течение трех дней заменить вещь на аналогичную». По его словам, это никогда не исполняется, так как химчистка просто не в состоянии найти аналогичную.
Однако данные действия нужно обязательно провести, иначе закон встанет на сторону химчистки, а суд откажет в иске. «Сами химчистки предпочитают бороться в суде. Возвращать испорченные вещи им невыгодно, – говорит Дмитрий Лесняк. – В отличие от других бытовых сфер у химчисток очень сильно развита корпоративность, взаимоподдержка, и большинство крупных сетей пользуются одними «карманными» оценщиками, которые дают им выгодные заключения. Так что для реальной оценки понадобится независимая экспертиза. Кроме того, перед тем как воспользоваться услугами химчистки, нужно зайти в Интернет и хорошенечко почитать отзывы пользователей».