Демонтаж домов превратился в их реальное разрушение.
Фото Юрия Кочемина
Вслед за сносом домов в садовом товариществе Речник столичные чиновники займутся элитным поселком Остров фантазий, который расположен на западе Москвы рядом с Речником. Как заявил мэр Первопрестольной Юрий Лужков, на месте Острова должны стоять спортивные объекты. В то же время речниковцы обещают продолжить защищать свои домики. Эксперты утверждают, что из-за множества противоречий в законах о собственности подобные конфликты могут возникать тысячами по всей России. Чтобы защищать свои участки, дачники собираются объединиться в общественно-политическое движение.
«Мы обязательно подадим в суд, так как строители элитного поселка (Остров фантазий. – «НГ») грубо нарушили условия заключенного с городом инвестиционного контракта, который, кстати, еще не закрыт», – сообщил Юрий Лужков. По его словам, столичные власти не давали разрешения на строительство коттеджей в Татаровской пойме, а префектура Западного округа «прошляпила этот вопрос». Лужков пообещал, что ликвидация Острова фантазий начнется сразу же после выполнения всех судебных решений в поселке Речник.
Историю дачного поселка Речник, расположенного на западе Москвы, «НГ» поднимала уже неоднократно, но события там продолжаются. Продолжается снос домов, которые чиновники чаще именуют дворцами. Однако сами речниковцы говорят, что масштабных строений в поселке немного, не больше десятка, а основная масса людей туда действительно выезжает как на дачу: сажает цветочки и яблочки. Домики далеко не все капитальные.
Андрей в дачном поселке живет потому, что некоторое время назад продал свою квартиру и построил на участке дом. Сейчас у него трое детей, и если постройку снесут, то придется перебираться к матери в маленькую квартирку семьей из 5 человек. Он задается вопросом, почему в поселке Водник в районе Химок, который, так же как и Речник, образовался, когда Канал имени Москвы раздавал участки, оформить все удалось, а для них преодоление бюрократических препятствий оказалось неразрешимой задачей. Он размышляет, куда же теперь его родственники будут ездить летом отдыхать. «На наши 200 домов приходится около 2 тысяч москвичей, которые летом здесь проводят время, теперь они останутся без отдыха», – говорит он.
Разрешения пользоваться землей и строить щитовые домики москвичам были выданы еще в конце 50-х годов, и с тех пор вышло огромное количество законодательных актов, которые, как уверяют дачники, можно трактовать как разрешение на строительство. Но при этом в конце 90-х здесь образовалась особо охраняемая природная зона, которая то самое строительство запрещает.
Пока по решению Кунцевского суда под снос попадают 37 домов, и судебные приставы уверяют, что выполнят свою работу, а если появятся еще постановления служителей Фемиды, то выполнят и их. Любопытно, что судом предписано не просто освободить берег от домиков, но и забрать в пользу парка землю. В основном дачники жалеют даже не столько дома, сколько тот кусочек земли, на котором они могли бы хозяйничать.
Проблемы речниковцев нельзя назвать частными. В среду собрался на чрезвычайное заседание Союз садоводов Москвы и Московской области, и выяснилось, что проблемы с оформлением земли в той или иной степени присутствуют у всех садовых товариществ. А при том, что аналитики рынка недвижимости прогнозируют, что основная часть жилищного строительства уже в ближайшее время начнет перемещаться в Подмосковье, очаги подобного сегодняшнему конфликту могут возникнуть в любой части области и далее по всей России. Заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии ГУ-ВШЭ Алексей Скопин уверен, что пример Речника может вдохновить на подобные же действия чиновников в других районах. «Самая главная проблема в том, что очень многие вопросы в земельном законодательстве не решены, в том числе и право собственности на землю. Поскольку вопрос не решен, то сплошь и рядом он будет всплывать. Поскольку нормативные акты по этому поводу не полностью формализованы, судья может принимать решение как в пользу одной стороны, так и в пользу другой. И в конечном счете кто окажется сильнее, тот и выиграет. Для России это общая проблема, – объясняет эксперт. – Чиновникам выгодна неопределенность, потому что любая неопределенность – это возможность продать определенность за определенную плату. Здесь перемешано природоохранное законодательство, региональное Москвы и Московской области, решения на уровне муниципальных округов. Поэтому из этой мешанины каждый может выдернуть что-то свое и с этой точки зрения трактовать ситуацию».
По мнению Скопина, чтобы избежать конфликтов в дальнейшем, Госдуме необходимо решить все законодательные вопросы, и тогда решение юристов не придется подкреплять силами правоохранительных органов. Однако формальное решение уже есть, подчеркивает президент Института города, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. «Вокруг этого советского наследия будут продолжаться склоки. Формально есть закон о дачной амнистии, но, для того чтобы закон работал, нужно хотеть, чтобы он работал, – говорит он. – Сейчас целесообразнее было бы признать то, что уже существует».
А поскольку судебное решение о сносе не предполагает вариантов, то дачники обещают защищаться с позиции силы. На прошедшем съезде садоводов прозвучала просьба приезжать помогать речниковцам обороняться и даже выходить на улицы с митингами и акциями протеста.
Руководители Союза садоводов России предлагают всем таким же мелким собственникам объединиться под их флагом и защищать свои права вместе. Представители садовых товариществ пришли к выводу, что людям часто не хватает юридического образования и поэтому они сами в суды не идут, а если и обращаются, то уже поздно. И следовательно, если объединиться, то множество вопросов можно не только решить, но и предсказать.