С 1 января 2010 года правила бесплатного проезда на пригородных электричках для льготников изменились. Теперь услуга будет предоставляться с оформлением только разовых билетов в направлении «туда» или «туда и обратно». Такое решение, по словам представителей Московской железной дороги, было вызвано кризисом, который заставил и столичное правительство, и ОАО «Российские железные дороги» считать даже поездки льготников. Нововведением недовольны все. Простые пассажиры и люди, пользующиеся бесплатным проездом, отмечают увеличение очередей. Правозащитники, в свою очередь, обвиняют РЖД в том, что железнодорожники, пользуясь монополией, не заботятся о пассажирах.
На Ярославском вокзале вечером к кассам не протолкнуться: все спешат на свои электрички. В глаза бросается тот факт, что очереди сильно отличаются по составу желающих приобрести билет. В одну из касс выстроились в основном пожилые люди, школьники и студенты, пользующиеся льготными проездными. В толпе постоянно происходят злые перепалки. «Бабуль, ну куда ж ты лезешь-то? Ваша очередь в другую кассу», – пытается увещевать старушку мужчина средних лет. Однако бабулька уверенно идет сквозь толпу, расталкивая пассажиров и периодически вскрикивая: «А нам без очереди можно!» Несмотря на ее активность, пассажиры все-таки выдворяют старушку из очереди, и она неспешно отправляется в свою «льготную», бормоча что-то под нос. Именно к этому привело нововведение по изменению правил бесплатного проезда на пригородных поездах.
Дело в том, что с 1 января льготники могут оформлять только разовые билеты в направлении «туда» или «туда и обратно». Правда, к кассе их должны пропускать без очереди.
Как рассказала «НГ» льготница-пенсионерка Евгения, большую часть времени проживающая в Подмосковье, но часто ездящая в Москву по делам, ситуация на вокзалах ухудшилась. «Теперь стараюсь выходить из дома пораньше, чтобы не нервировать пассажиров, – говорит она. – У нас в России менталитет такой, будь ты хоть льготник, хоть президент, без очереди тебя не пустят или обругают так, что и ехать никуда не захочется. Чаще всего в очереди стою вместе со всеми, чего людей злить зря». Обычных пассажиров возмущает тот факт, что цены на проезд в пригородных электричках растут, а все изменения ведут только к худшему. «С нового года цена за одну зону проезда увеличилась до 16 рублей 50 копеек, однако условия проезда не улучшаются, – говорит москвич Роман Смирнов. – Могли бы, раз уж заставили льготников брать одну поездку, хоть аппараты по выдаче билетов установить. Огромные очереди собираются еще из-за того, что на части ж/д станций слишком мало окон по продаже билетов».
По словам главы пресс-службы Московской железной дороги Владимира Мягкова, на данный шаг власти Москвы и области пошли из-за финансового кризиса. «Многие из людей попросту не пользовались тем количеством поездок, которые входили в абонемент. Поэтому сначала правительством Московской области, а потом и правительством Москвы было принято решение оплачивать нам разовые поездки, так как это существенно экономит средства, – рассказал он. – Количество разовых билетов не ограничено ни по числу поездок, ни по маршруту следования, и эти билеты будут действовать как в один конец до пункта назначения, так и обратно. Оформление разовых проездных документов будет по-прежнему производиться при предъявлении социальной карты москвича». По его словам, железнодорожники понимают, что появление очередей не может положительно сказаться на настроении граждан. «Мы просто исполняем решение. С нашей стороны мы предпринимаем определенные технологические меры, – говорит Владимир Мягков. – В пиковые часы открываем больше касс, отправляем на линию больше разъездных кассиров. Кроме того, в следующем году у нас появится еще и около 450 автоматов по продаже билетов».
Однако, по словам председателя общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаила Аншакова, данное нововведение удобно чиновникам и РЖД. «Форменное безобразие. Железная дорога должна заботиться о комфорте пассажиров, а не о своем собственном удобстве, то же самое можно сказать и о чиновниках, которые эту поправку принимали. Так могут вести себя только монополисты, которым не важны люди. Понятно, что для них такая система удобнее, однако нервы, которые потратят теперь пассажиры на покупку билетов, никто оплачивать, естественно, не будет, – заявил эксперт. – Претензий к пригородным ж/д перевозкам у людей и так много. Нас в последнее время просто завалили ими. Это касается и качества перевозок, и стоимости проезда, которая явно ему не соответствует».