В столицу попрошайки собираются со всего бывшего Союза.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Больше всего столичных граждан в подземке раздражают бомжи и попрошайки. Понять их можно – когда милостыню просит старушка, это объяснимо, но когда побирается взрослый, явно здоровый мужчина, это вызывает недоумение. Вообще метрополитен давно стал, по мнению москвичей, местом опасным. Милиционеры отмечают, что работа и с преступлениями на метрополитене, и по очистке станций и прилегающих к ним территорий от бомжей и попрошаек ведется. Сотрудники правоохранительных органов говорят о том, что больше всего профессиональных нищих приехало из стран бывшего СНГ, при этом 51% из них моложе 45 лет.
Ранний вечер. На входе станции «Тургеневская», прямо на ступеньках около стены, примостился мужчина неопределенного возраста. Определить его нельзя из-за оплывшего лица и бесформенной грязной одежды. Запах от мужчины разносится по всему вестибюлю. Незадачливые пассажиры, вошедшие «не в ту дверь», жмутся к спускающимся по центру лестницы. К валяющемуся гражданину подходит милиционер и жалостливо, тихонечко подпинывает в бок со словами: «Ты чего так рано приперся-то? Давай-ка часам к десяти вечера приходи, когда народа поменьше будет». И, увидев, что тот встает и, пошатываясь, выходит из вестибюля, отправляется назад к стеклянной будке.
Москвичи к такому достаточно мягкому или даже безалаберному отношению милиционеров к попрошайкам в метро относятся негативно. «Можно рассказывать о любой борьбе и удачном «выдворении» нищих и бомжей со станций метрополитена, да вот только люди не слепые, – говорит москвич Александр. – Профессиональные побирушки стоят, где и стояли, причем каждый день, милиционеры же ходят мимо и их практически не замечают. Про бомжей вообще говорить не хочется. Нет такого поезда, в котором бы не ехали пара-тройка бомжей». Недовольны москвичи и криминогенной обстановкой. «Недавно был свидетелем драки в вагоне. Милицию вызвали сразу. Однако появилась она только через станцию, когда и драка была закончена, и участников ее в вагоне давно не было», – рассказывает москвич Александр.
В минувшую среду начальник Управления милиции на Московском метрополитене столичного ГУВД генерал-майор милиции Николай Иванов отчитался на пресс-конференции о работе своего подразделения. По его словам, преступность в метро действительно растет, но борются с ней тоже вполне успешно. «В прошлом году в метро было зарегистрировано 3 тысячи 695 преступлений, что на 137 больше, чем в предыдущем году, – сказал он. – Подавляющее большинство – это кражи и грабежи, хотя краж в прошлом году было меньше. Всего было раскрыто 1204 преступления, что на 12 больше предыдущего периода». Также он рассказал, что большая часть преступлений совершается вечером и в часы пик. «Большинство правонарушений преступники совершают в вагонах поездов, где пассажиропоток всегда больше, чем на станциях метрополитена. В числе криминогенных веток московского метро в первую очередь значится Кольцевая линия. Среди станций метро – «Савеловская» и «Рижская».
Сотрудники милиции работали и по пресечению бродяжничества и попрошайничества в метро. Было выявлено почти 5,5 тыс. бродяг. За совершение преступлений задержаны 59 бродяг, за административные нарушения – 375 человек. Николай Иванов сообщил, что в прошедшем году в столичном метро выявлены 3973 попрошайки, из них 27% в возрасте от 18 до 25 лет, 51% – от 26 до 45 лет, 9,5% – от 46 до 55 лет и 11% – старше 55 лет. По его словам, большее количество попрошаек – иностранцы. «Как показывает процентный анализ лиц, занимающихся попрошайничеством, 63,67% из них – это граждане СНГ, 32,99% – жители российских регионов, 2,2% – Московской области и 1% – жители Москвы, – подытожил Николай Иванов. – Сотрудники милиции могут отправлять бродяг в больницы и приюты только с их согласия. Однако в приюты они не хотят идти, так как там им запрещают употреблять алкогольные напитки».