0
1334
Газета Москва Интернет-версия

11.12.2009 00:00:00

Бульдозеры для музея

Тэги: цдх, музей, москва


цдх, музей, москва Москвичи здание музея часто называют «чемоданом».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Ценность того или иного архитектурного объекта – очень относительное понятие. Особенно в Москве. Самой лучшей защитой для очередного сносимого или перестраиваемого здания становилась активная деятельность общественности: петиции, пикеты, выступления в СМИ. Теперь появилась тенденция – соглашаться с жителями, красиво отступать, а потом тихо и уже без освещения процесса СМИ начинать работу по сносу или строительству.

В минувшую пятницу глава правительства России Владимир Путин подписал распоряжение №1796-р от 28 ноября этого года, подразумевающее снос Центрального дома художника (ЦДХ). Данный факт удивил всех экспертов. История с возможным сносом ЦДХ началась в 2008 году, когда в Каннах был представлен проект Нормана Фостера, ставший известен как «Апельсин». Считалось что возвести этот «фрукт» на территории современного Дома художника должна фирма «Интеко».

Когда зашла речь о том, что «апельсин» в современной Москве будет уместнее, чем привычное здание ЦДХ, общественность стала высказываться против. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин говорил, что пока ни о каком сносе речи не идет. Так или иначе, когда шум вокруг ЦДХ постепенно затих, позже было подписано распоряжение.

Когда корреспондент «НГ» обратился за комментариями по поводу возможности сноса ЦДХ к руководителю специальных проектов объединенного пресс-центра комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Алексею Введенскому, ответом стало предложение перечитать еще раз распоряжение. «Все будет так, как написано в документе», – сказал Алексей Введенский.

В тексте предписывается после возведения здания для размещения федерального государственного учреждения культуры «Третьяковская галерея» передать его в федеральную собственность не позже, чем через два месяца после окончания работ. Еще через месяц часть здания ныне существующего Центрального дома художника, занимаемая галереей, должна быть передана в собственность правительства Москвы. Составлен документ так, что сомнений в том, что все как-то забудется и строительство не начнется, просто нет. Видимо, ЦДХ будут сносить, иначе не построишь новое здание. По мнению директора Музея архитектуры Давида Саркисяна, это отдаленная перспектива. «Прежде чем ломать ЦДХ, нужно построить помещение для размещения фондов Третьяковки», – говорит он.

Пока еще не известно, кто станет подрядчиком правительства Москвы в грядущем строительстве. Компания «Интеко» заявляет, что не имеет отношения к нынешнему проекту. «Если по объекту «ЦДХ – Новая Третьяковская галерея» будет проводиться какой-либо аукцион, участие в нем будет рассматриваться ЗАО «Интеко» с точки зрения экономической целесообразности», – сказали в пресс-службе компании.

Не стоит забывать, что в здании Дома художника размещаются две организации: Третьяковская галерея и Международная конфедерация союзов художников (МКСХ). Причем 60% здания, располагающегося по адресу Крымский Вал, 10, принадлежат Третьяковке, а остальные 40% – художникам. «Это коллективная собственность, фактически приравнивающаяся к частной. Никто не имеет права ею распоряжаться. Возможны только договорные отношения с собственниками, – объясняет пресс-секретарь МКСХ Юрий Подпоренко. – Для нас главное – чтобы Центральный дом художника продолжал работать. Если так не получится, то для Конфедерации приоритетно соблюдение прав собственности нашей организации. Нам важнее найти такой компромисс, который бы гарантировал сохранение выставочных площадей в Москве по тому же адресу».

Руководство Третьяковской галереи тоже смотрит на грядущие перемены позитивно. Правда, в частной беседе с сотрудниками музея создается впечатление, что настроения царят скорее тревожные.

Как таковой необходимости ломать ЦДХ эксперты пока не видят. «Это выдающийся памятник – одна из немногих «пирамид» брежневского периода. Можно сказать – последнее грандиозное сооружение ленинского периода. Утрата такого здания нанесла бы городу серьезный урон, таких интерьеров, как в ЦДХ, в столице больше нет», – говорит Давид Саркисян.

Возмущает в данной ситуации больше методы, которыми проведена операция. «Отношение к общественности презрительное. В Москве власти привыкли игнорировать общественное мнение. Жаль, что федеральные начинают перенимать эту традицию», – сетует писатель и москвовед Рустам Рахматуллин.

И если за сам Дом художника не раз высказывались уважаемые эксперты, то с окружающей территорией ситуация хуже. Согласно все тому же распоряжению № 1796-р, в зону реконструкции попадают не только ЦДХ, но и прилегающая к нему территория парка искусств («Музеона»), Крымская набережная, Мароновский и 3-й Голутвинский переулки. И если за ЦДХ горожане вступались, то за памятники расположившиеся вокруг Дома, никто подписи не собирал. «Музеон» – природоохранная зона со вторым режимом регулирования градостроительной деятельности, то есть разрешена минимальным количеством некапитальных сооружений. Также есть государственный Акт на право бессрочного постоянного землепользования. Несмотря на все эти обстоятельства, есть много желающих присвоить территорию парка искусств», – рассказал директор парка искусств «Музеон» Михаил Пукемо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
604
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
612
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
492
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости