Установка валидаторов увеличила время посадки пассажиров в наземный транспорт.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Уже неделю контролерам наземного транспорта запрещено брать штраф на месте с безбилетного пассажира. Максимум, чем теперь они могут пригрозить, вызвать милиционера, который составит на нарушителя протокол об административном нарушении. Москвичи не видят нужды в присутствии контролеров в наземном общественном транспорте в принципе. Водители поддерживают пассажиров, так как после установления валидаторов дополнительный контроль не нужен.
На официальном сайте Департамента транспорта и связи города Москвы появилась информация о том, что «за безбилетный проезд на месте выявления административного правонарушения на основании принятого Федерального закона № 249-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» контролеры денег брать не будут. Как пояснил «НГ» помощник руководителя пресс-службы департамента транспорта столицы Вячеслав Седых, в первую очередь контролер должен «усовестить зайца». «Сначала наш сотрудник в вежливой форме должен предложить пассажиру приобрести билет, если получен отказ, то он должен в вежливой форме предложить выйти из транспорта, – рассказал он. – И только тогда, когда безбилетный пассажир откажется покинуть салон автотранспорта, контролер связывается с ближайшим постом милиции, откуда должен приехать сотрудник и составить протокол об административном правонарушении». Зачем нужны дополнительные проверяющие, если есть электронные валидаторы, представитель департамента сказать не смог.
Новость о том, что контролеры не смогут теперь на месте брать штраф с безбилетного пассажира, взволновала пользователей Интернета. Блогеры восприняли это сообщение по-своему. «Наконец-то справедливость восторжествовала. Теперь не буду каждый раз вздрагивать при появлении контролера, – пишет один из пользователей Живого Журнала. – Кроме того, какой смысл был вообще в контролерах? Для надзора за безбилетниками поставили валидаторы. Зачем же людей унижать повторной проверкой? В метро почему-то контролеры не ходят».
Корреспондент «НГ» решил выяснить, что думают о новшестве пассажиры, ездящие в общественном транспорте. На остановке около станции метро «Университет» под моросящим дождем около десятка пассажиров пытаются сесть в трамвай. Некоторые с ворчанием торопятся оказаться внутри салона быстрее, оттесняя неторопливых пассажиров. Пройдя валидатор, рассаживаются на жесткие сиденья. Устроившись, оказываются не прочь обсудить качество транспорта. «Денег они, возможно, брать и не будут, но вымогать им никто не запретит, – говорит одна из пассажирок. – Будут запугивать штрафом, административной ответственностью, и люди сами хоть полтинник, но отдадут». Как ни странно, с пассажиркой солидарен водитель. «В принципе толку от контролеров практически не было и раньше. Ну поймают они три-четыре студента в день, толку от этого городу нет никакого, а зарплату они получают исправно, – заявил он. – Кроме того, их и так даже молодежь посылает. Я вот, например, могу остановить машину и сказать, что дальше не поеду, тогда с безбилетником наши граждане разберутся своими методами». Один из пассажиров, услышав разговор между корреспондентом и водителем, вступается за контролеров. «Люди работают, ловят нарушителей. Я вот, например, был против валидаторов. Их установили практически во все виды транспорта, и теперь из-за них же образуется очередь и приходится торчать на улице, – отмечает пассажир. – До их установки люди спокойно заходили в транспорт и знали, что надо покупать билет, так как их может проверить контролер. И, думаю, покупали не намного меньше, чем сейчас».
Эксперты считают, что данная идея в принципе ничего не поменяет. «Гражданин не обязан подчиняться указаниям контролера по закону. И уж тем более он никогда не будет дожидаться милиции, – говорит юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк. – С точки зрения идейных неплательщиков, выиграли от этого закона они. Так как заставить его платить, или выйти, или тем более идти в милицию сдаваться никто не может, то он преспокойненько поедет дальше. Кроме того, милиционеры, я более чем уверен, абсолютно не хотят бегать из отделений к остановкам».
Вверх по лестнице
Повышение платы за проезд в столичном общественном транспорте произойдет в январе 2010 года. Скорее всего транспортные тарифы вырастут на 15%. Любопытна причина изменения стоимости. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, пересчет стоимости вызван удорожанием энергоресурсов. Коснется индексация, поясняет мэр, прежде всего разовых поездок на метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Билеты, рассчитанные на большое количество поездок, по-прежнему будут продаваться по сниженным ценам. Градоначальник не уточнил параметры повышения, но пообещал, что, если подорожание и произойдет, оно будет приблизительно в рамках предыдущего повышения. Напомним что в январе 2009 года стоимость одной поездки как в метро, так и в наземном транспорте увеличилась на 3 рубля, то есть в среднем на 15%. Сейчас стоимость проезда составляет 22 рубля за одну поездку в метро и 20 рублей – в автобусах, троллейбусах и трамваях. Однако в Департаменте транспорта и связи пока не могут подтвердить информацию о подорожании. «У нас пока такой информации нет, департамент не занимается повышением цен на проезд, это делается на другом уровне», – заявил «НГ» представитель департамента.