Сложная экономическая ситуация коснулась практически всех отраслей столицы. И как следствие, появилось больше граждан, которые пытаются обойти закон о налогообложении. О способах уклонения от налогов, самых популярных налоговых преступлениях и о способах борьбы с недобросовестными налогоплательщиками рассказал в интервью «НГ» временно исполняющий обязанности начальника Управления налоговых преступлений ГУВД по городу Москве полковник милиции Александр Казаков.
– Александр Яковлевич, насколько финансовый кризис повлиял на количество совершенных в Москве налоговых преступлений?
– Количество выявленных нашими сотрудниками преступлений за 8 месяцев 2009 года составило 3560 преступлений, в том числе налоговых – 1311. За аналогичный период 2008 года их было 3382, из них налоговых – 1212. То есть рост заметен. Размер причиненного ущерба составил в 2009 году более 12,7 миллиона рублей, а размер возмещенного ущерба более 10,9 миллиона рублей. Так что кризис на город, безусловно, повлиял. И в первую очередь он повлиял на то, что появилось больше граждан, которые пытаются уклониться от налогов. Так, за 7 месяцев 2009 года на 10% сократились поступления в бюджет России, по Москве это примерно 99,3 миллиарда рублей. На 34,3% снизилось поступление налога на прибыль, в том числе в федеральный бюджет – на 56,6%, в бюджет города Москвы – на 22,8%. Причиной серьезного сокращения отчислений столичными предпринимателями является увеличение количества объектов предпринимательской деятельности, вовлеченных в теневой оборот.
– Какие самые распространенные виды налоговых преступлений в Москве?
– Уклонение от уплаты налогов с организаций. Здесь самой большой проблемой является огромное количество подставных фирм, при расчетах с которыми списывается прибыль, искусственно увеличиваются затраты по производству и реализации продукции, завышаются суммы НДС, уплачиваемого на подставные фирмы. Это становится нормой для российских налогоплательщиков. Создание подставных фирм стало отдельным видом зарабатывания денег, и на него большой спрос. Такие «предприятия» используются в различных мошеннических схемах, в том числе в сделках с недвижимостью. Все больше анонимных структур в ТЭКе (топливно-энергетический комплекс), строительстве, сфере потребительского рынка, сфере оборота эмиссионных и иных ценных бумаг.
– Одной из самых популярных отраслей в Москве является строительная. Насколько она привлекательна для налоговых преступников?
– Действительно, ее можно назвать одной из лидеров по количеству и разнообразию схем ухода от уплаты налогов. Именно в строительстве создаются схемы «минимизации» налогов и отмывания денег, которые в последующем находят широкое применение в других отраслях экономики. Наиболее типичное преступление – занижение или сокрытие выручки от реализации строительных работ. Искажаются данные о расходах. Придумываются несуществующие заказы. Указывают неверную зарплату строителей. Например, на деньги, полученные от заказчиков за выполненные подрядной организацией строительные работы, оформляются фиктивные договоры о якобы выполненных и оплаченных субподрядных работах.
– В других областях экономической деятельности налоговых преступлений меньше?
– Ну что вы. Например, среди типичных нарушений законодательства о налогах и сборах можно выделить область оптовой торговли алкогольной продукцией на территории Москвы. Алкоголь продают от имени организаций, оформленных на краденые паспорта или документы подставных лиц. Выставляют на прилавки неучтенную или контрабандную продукцию, с поддельными акцизами. Всего и не перечислишь. Причина нарушений в слабом контроле за отраслью, высокими налоговыми ставками, а также большим количеством субъектов. Перечислять же все нарушения займет слишком много времени.
– По вашему мнению, как будет развиваться ситуация с налоговыми преступлениями в дальнейшем? Стоит ли надеяться на то, что в ближайшее время возможен их спад?
– На мой взгляд, в ближайшее время не стоит ожидать стабилизации. Наоборот – в условиях финансового кризиса можно предполагать, что все активнее станут создаваться и использоваться новые схемы и способы уклонения от уплаты налогов. Думаю, что нарушителей не пугают возможные штрафы. Например, приговором суда генеральный директор признан виновным в уклонении от уплаты налогов с организации в сумме 2 миллионов рублей и осужден к штрафу в размере только 20 тысяч рублей. Получается, что наказание, которое было назначено, попросту несопоставимо с совершенным преступлением. Естественно, практика таких судебных решений не сможет удержать от соблазна коммерсантов тем или иным способом уклониться от налогов.