«Зебра» в Марьино не приспособлена для пешеходов.
Фото автора
Впервые разметка в Москве была применена в 1933 году, и с тех самых пор смысл ее не менялся, зато менялась конфигурация. Сейчас далеко не все «зебры» безопасны и удобны для пешеходов. Неудачно расчерченные переходы создают аварийную обстановку, провоцируют москвичей нарушать правила дорожного движения.
После ужесточения наказания для водителей за игнорирование пешеходов на «зебре» все больше автолюбителей предпочитают пропустить двигающихся пешком горожан. За 2009 год, по сведениям Департамента жилищного хозяйства и благоустройства Москвы, на автомагистралях города нанесено 12 255 пешеходных переходов.
Но нередко даже самые правопорядочные пешеходы вынуждены нарушать закон, игнорируя «зебру». Потому что летать они не умеют. А как еще пересечь дорогу по переходу, который начинается от тротуара и уходит прямиком в газон? Например, в районе Марьино рядом с разметкой, ведущей в аккурат в клумбы, расположен выезд из жилой зоны, весьма активно использующийся автомобилистами. Поэтому выбор у пешеходов небогат: прыгать через ограждение газона или идти в лобовую с автомобилем. Больше всего жалуются молодые мамы с колясками, а большинство жителей района предпочитают пересекать дорогу в 10 метрах от «зебры», там, где проложена асфальтированная дорожка. Водители уже привыкли.
Встречается и более любопытное расположение пешеходных переходов. «Зебра» рядом со станцией Ухтомская Казанской железной дороги ведет от кустов около насыпи к середине забора дачного участка. Почему-то магазин и переход над путями разметчики оставили без внимания, поэтому москвичи спешат к поездам отнюдь не по белым полоскам.
Причина появления таких «курьезов» в том, что пешеходные переходы намечаются, планируются и создаются не в тех местах, где наибольший поток пешеходов. «Прежде чем сделать дорожку на газоне, в Англии полгода смотрят, как люди протопчут тропинки, – говорит Виктор Травин, глава Коллегии правовой защиты автовладельцев. – Потом их асфальтируют. Расположение дорожек в таком случае оптимально для пешеходов. У нас, к сожалению, руководствуются принципом «так будет ровнее». То же самое касается и переходов».
На вооружении у дорожных служб, наносящих разметку, даже есть определенные цифры. Согласно постановлению правительства Москвы № 49 от 25 января 2000 года на магистральных улицах с регулируемым движением следует предусматривать пешеходные переходы с интервалом 300–400 м; если дорогу пересекают более 3 тыс. человек в час, переход должен быть над- или подземным.
Проблема в одном – эти замечательные нормы нужно применять, руководствуясь ритмами жизни района, а не рисуя переходы ровно через каждые триста метров.
Так кто же отвечает за появление пешеходных переходов? Прежде всего префектура округа. Именно туда стекаются жалобы местных жителей на неудобства, связанные с пересечением улиц. Когда решение сделать в том или ином месте очередную «зебру» принято, сотрудники префектуры ищут фирму, которая разработает проект разметки. Как правило, эти конторы связаны с Московским автодорожным институтом (МАДИ). Дальше идет согласование с Госавтоинспекцией.
«Нанесением дорожной разметки могут заниматься любые фирмы, выигравшие лоты на ежегодном аукционе, проводимом в Москве, по разметке улично-дорожной сети города. Сейчас лицензирование фирмы, занимающейся разметкой, не требуется», – рассказывает руководитель пресс-службы Департамента ЖКХ Марина Орлова.
Повлиять на ситуацию с «зебрами» может каждый житель города. Достаточно обратиться в префектуру или отдел организации движения ГИБДД. Скорее всего ошибку исправят, но ждать придется долго, ведь нанесение разметки – сложный технологический процесс.