К туристам не только лицом, но и всеми пороками.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
С ужесточением КоАП столицы в отношении распития алкоголя в общественных местах милиционеры надеялись на уменьшение правонарушений. Однако на деле оказывается все не так. Ведь основную часть распивающих составляет не молодежь, а так называемые маргинальные слои населения, на которых стражи порядка, к сожалению, не всегда обращают внимание. По словам самих милиционеров, все распивающие для них одинаковы. Однако, по мнению экспертов, милиция попросту не замечает опустившихся граждан.
Как-то так сложилось, что в представлении большинства людей пьющие на улицах – это в основном молодежь, студенты. Логично. Откуда у студентов деньги на бары? Однако в современной столичной жизни давно все не так. «Да, иногда мы выпиваем с ребятами на улице, в основном пиво, но в барах сидим намного чаще, – говорит студент одного из столичных вузов. – Хотя милиция, если нас замечает, с удовольствием подходит либо развести на деньги, либо забрать для отчетности. При этом рядом могут преспокойно пить водку бомжи, и к ним они не прицепятся».
Подтверждает его слова и жительница района Марфино Марина. Дело в том, что район находится между тремя знаковыми столичными местами, которые как бы «замыкают» его от остального города, – Останкино, Тимирязевский парк и железнодорожные пути, именно в этом она видит проблему появления в ее районе компашек из числа местных алкоголиков. «Вроде бы живу не в отдаленном от центра районе, не в Бутово и Марьино, однако домой по вечерам ходить страшно, практически на каждой скамейке сидят и распивают местные алкоголики и бомжи, – рассказывает она. – Патрульная машина, конечно же, проезжает мимо них и даже периодически останавливается, но зачастую, когда на скамейках пьют вышеописанные личности, они оставляют это без внимания. Проблема скорее всего в том, что район наш «замкнут» и люди уже привыкли «вариться» исключительно в нем, что и не замечают того безобразия, которое там творится».
Еще больше удивляются количеству распивающих маргиналов туристы. «Практически нигде в Европе я не видел такого количества пьющих, опустившихся людей в историческом центре города, – рассказывает норвежец Алекси Юн. – Причем ваша милиция их не забирает и не обращает на них внимания. Неудивительно, что многие мои друзья, побывав в даже Москве, больше не хотят ехать в Россию. Очень неприятно наблюдать этих опустившихся людей, причем не на окраине, а в самом сердце Москвы». В свою очередь, милиционеры не согласны с тем, что они как-то «потакают» пьющим на улицах алкоголикам и бомжам. «Для нас все распивающие люди в неположенном месте – на одно лицо, будь то хоть опустившиеся граждане или студенты, – говорит один из представителей столичного ГУВД. – Места, неположенные для распития, в законе четко обозначены. К тому же стоит отметить, что распивать стали гораздо реже. Хотя пока таких любителей достаточно. Штраф все-таки не так высок, чтобы их отпугнуть с улиц». Однако, по мнению экспертов, улучшить ситуацию увеличением штрафов нельзя. «Увеличение штрафов вызовет только очередные поборы со стороны недобросовестных сотрудников милиции, естественно, чем больше штраф, тем больше можно взять, это уж у нас такая психология, – считает психиатр-криминалист Михаил Виноградов. – Почему не подходят к маргиналам, а выбирают молодых людей, – объяснить просто. Что возьмешь с алкоголика, чем ему пригрозишь, да практически ничем. А вот те же студенты, группа незащищенная, их можно запугать, сказав, что напишут в институт».
Власти Москвы, в свою очередь, придумали альтернативный всем вышеперечисленным методам способ покончить с уличным пьянством – запрет на продажу алкогольной продукции в небольших палатках. Столичное правительство уже обратилось в Мосгордуму с пакетом поправок в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».