Из-за припаркованных машин общественный транспорт часто не может подъехать в остановке.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Припаркованные где попало машины (а порой и просто брошенные хозяином в неположенном месте) часто становятся непреодолимым препятствием для общественного транспорта. Практически все меры борьбы с подобными нарушителями плодов пока не приносят. По мнению представителей Департамента транспорта и связи города Москвы, сильным толчком для правильной парковки автомобилей стало бы повышение штрафов. Автомобильные правозащитники, в свою очередь, считают, что изменить ситуацию сможет только исправление менталитета столичных водителей.
Один из прямых примеров безалаберного отношения водителей можно увидеть в 1-м Сыромятническом переулке. Машины, брошенные неподалеку от трамвайных путей, а порой и на путях, наглухо блокируют движение общественного транспорта. «Автотранспорт оставляют здесь постоянно. Трамваи вынуждены порой звенеть по 20–30 минут, чтобы оставивший машину на путях водитель ее убрал, – рассказывает работающий неподалеку москвич Сергей. – Мне кажется, что сотрудники ГИБДД появляются здесь раз в полгода. Тут же знак стоит, что заезжать нельзя, а все ездят. Про этот закуток гаишники, думаю, знают точно, а заглядывают крайне редко. Эвакуаторы появляются почаще – забирать неправильно припаркованные автомобили. Вот только трамваи и их пассажиры как стояли из-за неправильно оставленных машин, так периодически и стоят».
Проблема с припаркованными около остановок общественного транспорта или прямо на проезжей части машинами давно стала серьезной. Водители признают свою неправоту, но при этом отмечают, что поставить машину им некуда. «Мест для нормальной парковки в центре не найти, вот и приходится нарушать, – говорит водитель Дмитрий Колобов. – Сами посмотрите, почти на всех центральных улицах вдоль дороги машины стоят в два, а порой и в три ряда, и далеко не от хорошей жизни». Его слова подтверждает другой москвич. «Чтобы нормально припарковаться, нужно потратить не менее часа, плюс к этому – дойти до того места, куда ты ехал, – рассказывает автолюбитель Михаил Полетаев. – Кроме того, с дорожными знаками беда какая-то творится, практически везде появляются запрещающие знаки, даже там, где их раньше не было. И получается – ни объехать, ни припарковаться. Вот и ставят люди машины как придется».
Бороться с оставленным в неположенном месте автотранспортом призваны сотрудники государственного учреждения города Москвы «Городская служба перемещения транспортных средств» (ГСПТС), которые отправляют машины-нарушители на штраф-стоянки. По словам пресс-секретаря ГСПТС Баиры Китиновой, только с 14 по 21 сентября во время совместных рейдов с Мосгортрансом перемещено с остановок общественного транспорта 767 транспортных средств. «Самыми тяжелыми местами в плане неправильной парковки в столице являются улицы Тверская, Моховая, Никитский бульвар, Земляной Вал, Ленинский проспект – практически весь, то есть почти весь, Центральный округ, – рассказывает она. – Кроме того, проблемными остаются округа юго-востока и севера столицы. В качестве рекомендации к сотрудникам ГИБДД, которые ездят вместе с нашими эвакуаторами, я могла бы сказать, что поставленный в проблемном месте инспектор решил бы все проблемы, парковаться в неположенном месте уж точно бы не стали».
Другого мнения придерживаются и в Департаменте транспорта и связи по городу Москве. Они считают, что решить вопрос только с помощью сотрудников ГИБДД нереально. «Проблемы действительно с этим есть, и большие. Около остановок общественного транспорта порой не протолкнуться от автомобилей, что, естественно, существенно затрудняет движение автобусов, троллейбусов и тем более трамваев, – говорит руководитель пресс-службы ведомства Елена Крылова. – И таких остановок в Москве огромное множество. К каждой милиционера не приставишь. Тут, видимо, нужно действовать путем увеличения штрафов за неправильное место парковки. Наших водителей не испугаешь положенным по административному кодексу (КоАП) штрафом в 100–300 рублей. Если судить по тому, как изменилась ситуация после увеличения штрафа за непропуск пешехода по «зебре», наказание рублем действует на наших водителей отрезвляюще».
Однако, по мнению автомобильных правозащитников, сотрудникам ГИБДД и службе перемещения можно и нужно выполнять свою работу более тщательно. «Им выгодно не предотвращать данное нарушение водителей, а устранять, – говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – И даже если поставить в проблемных местах автоинспекторов, общей картины это не изменит. Ведь не будет же гибэдэдэшник подходить к водителям и заранее предупреждать водителей: «Уважаемый, переставьте машину в положенное место», так ведь? Естественно, он дождется, когда водитель уйдет, вызовет эвакуатор, что будет и ему с их палочной системой в плюс, да и службе перемещения обеспечивается работой». Кроме того, Травин отметил, что водителям, бросающим свой автотранспорт на дороге, нужно чаще заботиться о людях, пользующихся общественным транспортом. «В первую очередь нужно думать не о штрафах и наказаниях, а вспомнить о том, что в этом трамвае или автобусе могут ехать ваша мама или бабушка, и понять, как им будет неприятно сидеть из-за вашего разгильдяйства на месте, опаздывая, например, в больницу. Вот если наши водители осознают это, то о подобных проблемах можно будет в принципе забыть», – подвел итог правозащитник.